Экономический рост приводит к исчезновению языков

Экономический рост приводит к исчезновению языков

Экономический рост, а в частности, повышение ВВП на душу населения, приводит к снижению языкового разнообразия и даже отмиранию языков, выяснили ученые.

Международная команда ученых из США, Дании и Великобритании также определила «горячие точки», в которых редкие языки умирают стремительнее всего, и на которые мировой общественности, по мнению ученых, следует обратить внимание. Например, это северная Австралия, северо-западные уголки Канады и США, а потенциально – Гималаи.

Особенностью данного исследования является то, что к языкам применили характеристики биологических видов, «находящихся под угрозой исчезновения». В целом ученые выбрали три главных критерия: маленькое количество носителей языка, незначительная область их «обитания» и отрицательная динамика численности «популяции».

Касательно экономических методов, ученые использовали классический индикатор – ВВП на душу населения, и обнаружили зависимость между ростом этого показателя и снижением языкового разнообразия.

В ходе развития экономики, один язык часто начинает доминировать в национальной политической и образовательной сферах. Люди вынуждены говорить на преобладающем языке, иначе рискуют оказаться на обочине политической и экономической жизни страны.

— Татсуя Амато (Tatsuya Amato), Кембриджский университет

Ученые также заявляют о том, что «исчезновение языков в современном мире достигло такой скорости, что она уже превысила [аналогичную в биологии] черту катастрофической потери биологического разнообразия».

Авторы исследования, однако, отмечают, что в биологии нет аналога методу, который может спасти умирающие языки – а именно билингвизм, то есть изучение сразу нескольких языков с самого раннего возраста.

По мнению ученых, это поможет как сохранить язык и лингвистическое многообразие, так и получить определенные преимущества в дальнейшей жизни.

Подробно об исследовании ученых можно прочитать в их статье, опубликованной в журнале Proceedings of Royal Society B.

Плюрипотентные стволовые клетки позволили понять, как синхронизируются и координируются различные гены на ранних этапах эмбрионального развития.