01.02.2019
Редакция Naked Science

Curiosity помог раскрыть новые подробности происхождения горы Эолида

Изменив назначение акселерометра, ученые смогли определить плотность породы.

Американские ученые из Университета Джонса Хопкинса и Университета штата Аризона совместно со специалистами NASA перенастроили акселерометр марсохода и благодаря этому выдвинули новую теорию происхождения горы Эолида. Исследование опубликовано в журнале Science.

В середине января ровер Curiosity сделал селфи на хребте Веры Рубин — так исследователи попрощались с хребтом и отправили аппарат изучать глинистые отложения. Сейчас вышла работа, в которой сообщается о более ранних исследованиях, касающихся горы Эолида, которую до сих пор неформально продолжают называть горой Шарпа — в честь геолога Роберта П. Шарпа (Robert Phillip Sharp).

Гора Шарпа находится в центре кратера Гейла. Долгое время она привлекала астрономов своими необычными свойствами. О них рассказывает сотрудник Университета штата Аризона Трэвис Габриэль (Travis Gabriel):

«Если вы взглянете через телескоп на Луну, то заметите в центре большинства крупных кратеров высокие пики. В этом смысле кратер Гейла ничем от них не отличается. Однако центральный пик Гейла не просто высокий: он возвышается над краями кратера, из-за чего мы долгое время полагали, что когда-то кратер был заполнен до краев».

Новые исследования опровергли это предположение. Чтобы добиться такого результата, инженерам пришлось изменить назначение бортовых систем ровера, в частности акселерометра. По словам одного из авторов Кевина Льюиса (Kevin Lewis), гравитацию можно рассматривать как ускорение. Поэтому специалисты перекалибровали акселерометр, который обычно используют для навигации — так, чтобы выделить сигнатуру меняющегося гравитационного ускорения во время подъема марсохода. Благодаря этому они смогли определить плотность подземных пород, наблюдая за измеренным уменьшением напряженности гравитационного поля в период изменения высоты.

Плотность пород горы Эолида оказалась неожиданно низкой, хотя сами минералы в камнях высокой плотности. Это означает, что камни пористые. Однако если бы кратер действительно некогда заполняло вещество, то эти поры «сплющило» бы. Авторы считают, что гора могла образоваться под воздействием ветров, которые в теплое время задували внутрь различные породы. Такой процесс на протяжении миллионов лет и привел к тому, что вершина возвышается над краями.

Ранее астронавт Уильям Андерс (William Anders), который участвовал в программе «Аполлон», признался в подкасте BBC Radio 5 Live, что не одобряет идею путешествия людей на Марс. Он считает, что с научной точки зрения оно имеет меньшее значение, нежели отправка механических аппаратов.