Горы как дуги — Naked Science

Горы как дуги

Компьютерное моделирование поставило точку в долгих спорах геологов о том, как появляются горные массивы.

ISS017-E-7322_lrg

Медленное движение литосферных плит и их столкновение друг с другом приводят к росту высоких горных массивов ? сегодня об этом знают даже школьники. Но отчего многие из таких массивов имеют форму изогнутой дуги, до сих пор не могли сказать даже профессиональные геологи. Свой ответ на этот вопрос предложили недавно Меган Миллер (Meghan Miller) и ее коллеги, которые провели компьютерное моделирование процессов, которые развиваются на границе сходящихся плит.

Компьютерное моделирование показало медленные завихрения мантии и вращения тектонических плит в области их столкновения

©Louis Moresi/Monash University

В ходе таких медленных столкновений одна из литосферных плит уходит под другую, опускаясь краем в мантию, тогда как другая, сдавливаясь, выпячивается наверх. Формирующийся при этом горный массив часто представляет собой длинную дугу, словно ее слегка закручивают некие процессы, проходящие глубоко под горами. И действительно, построенная учеными 3D-модель показала, что «нижняя» плита может заворачиваться вокруг места первоначального схождения с «верхней», выдавливая породу вверх под изменяющимся углом. Этот процесс, занимающий многие тысячелетия, ускоренный до 10 секунд, выглядит примерно так:

©YouTube/ USC

Предсказания, сделанные учеными с помощью такой модели, нашли подтверждения и в полевых наблюдениях. Авторам удалось продемонстрировать, что распределение тепла, вулканической активности и возраста пород соответствует их расчетам. И хотя полевая работа была проделана в восточной части Австралии, они уверены, что те же выводы применимы и ко многим другим «дуговым» горным массивам мира ? от северо-запада США до Средиземноморья, от Кордильер в Южной Америке и до островов Юго-Восточной Азии.