Человека создал жир: его запасами мы резко отличаемся от ближайших родственников–приматов — Naked Science

Бонобо, шимпанзе и другие наши меньшие (и почти родные) братья проводят большую часть жизни на деревьях и под ними, собирая сочные фрукты и листья. Этот образ жизни мог показаться райским уже первым предкам людей, вынужденным непрерывно скитаться по саванне с ее жарким климатом и пересеченным ландшафтом. Но именно эти жесткие условия создали нас как вид – разумных, прямоходящих, обладающих языком, выносливых и... жирных приматов.

bonobos1_h

Больше трех десятилетий продолжалось исследование ученых из США, занимавшихся поиском и препарированием свежих трупов бонобо в разных зоопарках мира. Надо сказать, что иногда эти обезьяны вполне по-человечески страдают от ожирения, которое особенно часто встречается при содержании их в неволе. Однако и этот фактор не помешал исследователям обнаружить весьма значимые различия в составе их и нашего организмов.

Так, вес кожи у них составляет от 10 до 13% от массы всего тела против в среднем 6% у людей. «Утончение» кожи у нашего вида, по мнению авторов, могло развиться одновременно с нашей замечательной способностью потеть, сохраняя комфортную температуру организма в жару.

Но самые заметные различия проявились при подсчете содержания жира: у людей на него приходится от 36% (у женщин) до 20% (у мужчин) массы тела, тогда как у самок бонобо – только 4%, а у самцов – почти 0%. Ожирение, по мнению ученых, повышало выносливость ранних Homo, позволяя им лучше переживать периоды засухи и недостатка пищи.

Изменения коснулись и распределения мускулов: у людей основная их масса смещена в нижнюю часть тела, ближе к ягодицам и ногам. Что неудивительно, учитывая прямохождение. И все это было задолго до заметных стадий укрупнения мозга. Получается, что ожирение – это очень по-человечески!

Похоже, что человечество совсем близко подошло к тому моменту, когда сможет выпрыгнуть из своей астрономической колыбели и начать экспансию в космосе. По крайней мере, это вполне возможно при современном уровне развития науки и техники. А первая полноценная внеземная колония может появиться в течение трех десятилетий, причем не на Луне или Марсе, а около карликовой планеты Цереры.

Космическое ведомство США определилось с четырьмя научно-исследовательскими миссиями, которые планируют реализовать по программе Pioneers.

Для российского ВМФ заказали две новые стратегические субмарины проекта «Борей-А». Эти лодки станут девятым и десятым кораблями проекта 955.