Большое Красное Пятно разогревает весь Юпитер — Naked Science

Большое Красное Пятно разогревает весь Юпитер

Атмосфера Юпитера на сотни градусов горячее, чем должна быть. И виновна в этом буря – знаменитое Большое Красное Пятно.

ut-from-space-probe-greatredspot

Ключевым фактором, определяющим температуру атмосферы и поверхности Земли, является поток солнечного излучения. Но у Юпитера, находящегося куда дальше от звезды, на передний план выходят процессы, происходящие на самой гигантской планете. В самом деле, расчеты, проведенные Джеймсом О’Донохью (James O’Donoghue) из Бостонского университета и его коллегами, показали, что солнечного света не хватило бы на то, чтобы поддерживать атмосферные газы на Юпитере выше точки замерзания. Газовый гигант должен быть ледяным гигантом наподобие Нептуна или Урана.

Однако атмосфера Юпитера горяча и неспокойна, и температура здесь на сотни градусов выше расчетной: нечто на самой планете подогревает ее. «Отбросив солнечное излучение, мы стали составлять карту распределения тепла, чтобы найти возможные температурные аномалии, которые могли бы указать на источник этой дополнительной энергии», – поясняет Джеймс О’Донохью. Для работы ученые использовали инфракрасный телескоп SpeX.

В статье, опубликованной журналом Nature, авторы сообщают, что температурная аномалия нашлась в южном полушарии Юпитера, на широтах, соответствующих перемещению Большого Красного Пятна. Эта деталь, безусловно, самая узнаваемая на Юпитере, и это крупнейшая буря в Солнечной системе, которая бушует уже почти четыре века. За это время она заметно ослабла и уменьшилась почти вдвое. Однако размеры Большого Красного Пятна до сих пор превосходят всякое разумение, в разы превосходя всю нашу планету, а скорость ветра внутри достигает 500 км/ч.

По словам О’Донохью, Большое Красное Пятно подобно колоссальному насосу «выкачивает» энергию глубоко из недр планеты, поднимая горячие массы газов в верхние слои атмосферы. Здесь они распределяются, разнося с собой и тепло. Ученые отмечают, что избыток температуры вообще характерен для планет-гигантов, по крайней мере, в Солнечной системе. Возможно, аналогичные атмосферные механизмы способствуют нагреванию и у них.