Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
  • To bookmarks. Drag icon on bookmarks panel
06.06.2014
Редакция Naked Science

Слепые рыбы умеют считать

Рыбы, обитавшие в течение миллионов лет в пещерных водоемах, обладают способностями к счету. Ученые приучили их четко различать разное количество идентичных предметов, давая в награду пищу.

cavefish_two_rdax_1200x770

Слепые рыбы, плавающие в темных пещерных озерах, способны определять «наощупь» количество предметов. Одна из таких рыб, обнаруженная в водоеме под сомалийской пустыней, научилась распознавать большую группу из двух наборов палочек в разных концах контейнера.

По заверениям ученых, это первый случай, когда способности к счету обнаруживаются у слепых существ. Пока еще не до конца ясно, является ли это свойство врожденным, или рыба развила его самостоятельно для нахождения пищи.

В предыдущих исследованиях биологи установили, что различные виды рыб, млекопитающих и птиц способны определять число объектов и решать различные задачи, связанные со счетом.

Теперь же группа ученых из Италии решила заняться рыбами вида Phreatichthys andruzzii, которые на протяжении двух миллионов лет обитали в кромешном мраке подземных водоемов и полностью утеряли зрение.

Пещерные рыбы для ориентации используют свои боковые линии, чувствительные  органы с рецепторами по бокам их тела. С их помощью рыбы ощущают малейшие механические сдвиги в воде и могут определить форму и движение окружающих их трехмерных объектов.

Известен ряд опытов над птицами и млекопитающими, в процессе которых проверялись их способности при использовании как визуальных, так и других органов. Рыб же до сих пор тестировали исключительно на визуальную информацию.

– Кристиан Агрилло, Падуанский университет

Исследователи обнаружили, что их подопытные быстро учатся различать две палочки от четырех, а также от шести, даже не получая пищи в качестве вознаграждения.

Чтобы убедиться, что рыбы на самом деле используют именно способности к счету, ученые позаботились о том, чтобы используемые палочки были абсолютно идентичны по составу, размеру и плотности.

Скорее всего, свои «математические» способности пещерные рыбы унаследовали от общего предка с другими позвоночными, несмотря на то, что необходимость в них уже отпала. Однако нельзя исключить и возможности, что этот вид развил свои «таланты» независимо от других рыб для лучшего поиска пищи в темных водоемах.

– Кристиан Агрилло, Падуанский университет