Астрономы узнали массу белого карлика по свету далекой звезды — Naked Science
08.06.2017

Астрономы узнали массу белого карлика по свету далекой звезды

Предсказанное еще Эйнштейном отклонение света гравитацией позволило измерить массу далекой звезды – белого карлика.

oto0

Одним из самых фантастических следствий Общей теории относительности (ОТО) является искривление траектории света под действием гравитации. Даже сам Эйнштейн в статье 1936 г. заявлял, что наблюдать это явление вряд ли когда-либо удастся. Однако сегодня астрономам известно уже немало «живых» примеров – гравитационных линз, которые иногда даже могут использоваться для того, чтобы лучше рассмотреть «слишком мелкие» объекты позади них.

Такую работу провели и американские астрофизики, статью которых публикует журнал Science. Кайлаш Саху (Kailash Sahu) и его коллеги воспользовались космическим телескопом Hubble, наблюдая за звездой Stein 2051 B, расположенной почти в 18 световых годах от нас. Белый карлик Stein 2051 B – более массивный, но и более тусклый участник двойной системы Stein 2051, вторым партнером в которой выступает красный карлик Stein 2051 А, вращающийся от него на расстоянии порядка нескольких миллиардов километров.

Делая оборот приблизительно за два земных года, белый карлик «колеблется» на снимках телескопов, внося регулярные искажения в свечение более далеких звезд. За ними и наблюдали астрономы, установив массу Stein 2051 B: 0,675 массы Солнца. Ученые оценивали массу Stein 2051 B и прежде, по орбитальным и спектральным характеристикам белого карлика. Оценка была даже довольно близкой к той, что получили Саху и его соавторы, однако на этот раз она получена более надежным методом и дает более точные результаты.