Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Адаптивное одомашнивание лошадей в Монголии поставили под сомнение
Группа ученых из США и Монголии пришла к выводу, что монгольские кочевники начали практиковать верховую езду после окончания засухи в конце первого тысячелетия до нашей эры.
Сейчас освоение верховой езды кочевниками Монголии рассматривается как один из ключевых драйверов евразийской предыстории. Ранее исследователи из Великобритании и США показали, как кочевое движение повлияло на развитие ранних трансъевропейских торговых сетей, которые, вплоть до нового времени, использовались для транспортировки товаров, людей и передачи информации в пределах всего континента. Согласно доминирующей гипотезе, автором которой является российский антрополог Анатолий Хазанов, кочевники впервые оседлали лошадей примерно 3500 лет назад, что стало реакцией на продолжительную засуху.
В новой работе сотрудники Института человеческого развития Общества Макса Планка, Йельского университета, Американского центра по исследованию Монголии и других учреждений проверили эту гипотезу. С помощью радиоуглеродного анализа авторы оценили возраст всех известных останков лошадей, ассоциирующихся с археологической культурой, которая была распространена на территории современной Монголии в бронзовом веке (3500–1200 лет до нашей эры). Затем ученые уточнили калибровку групп радиоуглеродных дат с помощью статистического метода, известного как байесовский анализ.
На основании полученных данных исследователи построили карту и высокоточную модель ранней эксплуатации одомашненных лошадей в монгольских степях. Это позволило авторам сопоставить распространение верховой езды с другими важными культурными изменениями в Восточной Евразии и, в частности, древней Монголии, например попаданием колесниц в Китай и локализацией оленных камней. Согласно проведенному анализу, монгольские кочевники могли начать практику верховой езды около 1200 года до нашей эры, или за несколько веков до того, как всадники были впервые задокументированы в исторических письменных источниках.
По мнению ученых, процесс освоения верховой езды в регионе происходил быстро и на фоне более благоприятного и влажного климатического периода, что ставит под сомнение гипотезу об адаптации к засухе. Таким образом, результаты работы указывают на то, что степные скотоводы могли оседлать лошадей вне культурной адаптации к изменению климатических условий. При этом одомашнивание животных и развитие торговых сетей нашло отражение в социальном устройстве, религиозных практиках и искусстве монгольских кочевников: так, мастерские и захоронения нередко располагались вдоль транспортных коридоров.
Религиозный аспект верховой езды проявился, в частности, в практике изготовления оленных камней, в честь которых культура Монголии бронзового века получила название. Эти камни представляют собой прямоугольные или цилиндрические (круглые) плиты, которые устанавливались в степи самостоятельно или в рамках комплекса. На оленных камнях изображались одеяния, нередко разделенные пространственно на три сегмента опоясывающими линиями пояса и ожерелья. В нижней зоне располагались предметы воинского снаряжения (лук, кинжал, топор), подвешенные к поясу, в средней — животные, в верхней — лицо.
Статья опубликована в The Journal of Archaeological Science.
Примерно 41-42 тысячи лет назад на Земле произошел кратковременный сдвиг магнитных полюсов, который мог способствовать вымиранию неандертальцев, но не Homo sapiens — их выживание авторы нового исследования связали с появлением теплой одежды и добычей охры.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Субнептун K2-18b в 124 световых годах от Земли показал наличие диметилсульфида и диметилдисульфида в атмосфере. На нашей планете их вырабатывают только водоросли, то есть это признаки жизни. Но ситуация на K2-18b такова, что вообще непонятно, как там могли бы выжить организмы такой сложности.
До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии