Учёные могут найти жизнь на планетах с умирающими светилами — Naked Science

Учёные могут найти жизнь на планетах с умирающими светилами

tXVj5KgsAig

У белых карликов, заканчивающих свой звёздный путь, уже в следующем десятилетии могут быть найдены планеты, на которых есть жизнь, — вынесли свой вердикт учёные, исследующие планеты, похожие на Землю и вращающиеся вокруг умирающих звёзд. Выяснилось: вероятность нахождения кислорода на такой планете намного выше, так как легче его искать, нежели на планетах, которые находятся в системах звёзд, подобных нашему светилу, — пишет интернет-издание Hi-Tech News.

Как думает Ави Лоеб, учёный-теоретик Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики и управляющий директор Института теории и вычислений, сначала нужно искать жизнь около белых карликов.

Когда звезда угасает, она теряет свои внешние слои, и остаётся только ядро размером с Землю, оно медленно остужается, но ещё может миллиарды лет согревать планеты, которые находятся рядом с ним. Именно такие ядра, оставшиеся от звёзд, и называют белыми карликами. Примерное расстояние, на котором должна быть планета, чтобы на ней были вода и возможные для жизни условия, это около 1,5 миллионов километров. Однако, перед тем, как сбросить внешние слои, звезда растёт, становясь красным гигантом и поглощая близкие планеты. Поэтому нужная планета должна выжить и остаться в зоне звезды, когда та станет карликом. Она может сформироваться уже после взрыва из того космического мусора, который останется, или же постепенно сблизиться со звездой.

Для начала необходимо найти такие планеты, на которых может быть жизнь. Ави Лоеб вместе с Дэн Маоз из Тель-Авива утверждают, что исследование нескольких сотен белых карликов поможет найти одну нужную планету, а, может, и несколько. Лучшим методом в такой работе считается транзитный поиск, когда планеты проходят перед звёздами, затемняя их. Так как горячее звёздное ядро очень мало, то небесные тела будут закрывать большую его часть. Их сразу станет заметно.

Во время транзитного поиска также есть возможность изучать атмосферу планет: свет белого карлика частично поглощается атмосферным кольцом планеты, проявляются химические преобразования, по которым можно выявить, что в воздухе есть доля водного пара или даже кислорода – учёным бы импонировала такая находка, ведь кислород – это пополняемый ресурс, как, например, на Земле благодаря растительному миру. Без флоры кислорода в воздухе надолго бы не хватило – он либо станет частью морей, либо окислится на поверхности. Поэтому-то наличие кислорода на транзитной планете может означать и наличие хоть какой-то жизни.

Космический телескоп учёного Джеймса Уэбба под названием JWST начнёт работать к концу десятилетия, с его помощью можно будет подробно изучать атмосферы далёких планет. Лоеб и Маоз провели исследование, создав искусственный спектр, который бы этот телескоп мог обнаружить, найдя обитаемую планету, и узнали, что кислород в атмосфере можно будет найти только через несколько часов от начала наблюдения.

Как хочет подметить Дэн Маоз, JWST станет огромной надеждой в поисках жизни уже через 6-8 лет.

Два учёных-астронома Кортни Дрессинг и Дэвид Шарбонне рассказали, что в ходе исследований им удалось выяснить – самая ближайшая к нам планета, на которой есть жизнь, скорее всего находится в системе красного карлика, но так как красный карлик намного массивней и ярче белого, то и JWST пришлось бы намного тяжелей в своей работе, рассматривая атмосферу планеты через свечение и блики звезды.

Ави Лоеб предполагает, что с помощью телескопа есть шанс найти жизнь ближе, в системе белого карлика, несмотря на исследования двух астрономов.