9 самых странных экзопланет — Naked Science
28.11.2013

9 самых странных экзопланет

Еще несколько десятилетий назад человечеству было известно лишь девять планет Солнечной системы. О существовании планет у других звезд можно было рассуждать лишь теоретически ? и никто не мог твердо отмести вопрос «А вдруг их там и вовсе нет?».

1280px-Ocean_world

Сегодня, с выводом Плутона из числа полноценных планет, в Солнечной системе их насчитывают только восемь. Зато далеких экзопланет обнаружено уже более 3500 ? и счет продолжает быстро расти.

Как их ищут?

Сами по себе планеты, как известно, не излучают, а лишь отражают свет своих звезд. Этого отражения никак недостаточно для того, чтобы напрямую увидеть какую-нибудь экзопланету с расстояния в сотни и тысячи световых лет: она слишком тускла и мала на фоне близкой звезды. Зато сами звезды мы можем наблюдать отлично, а сверхчувствительные телескопы способны замечать малейшие изменения в их светимости и положении. Эти изменения и лежат в основе главных современных методов поиска экзопланет.

Вращаясь вокруг звезды, планета ее притягивает и слегка смещает к себе ? звезда как бы колеблется на месте, что можно заметить с помощью астрономических инструментов. Поиски экзопланет таким методом лучевых скоростей ведут наземные телескопы американской Обсерватории Кека и Европейской южной обсерватории. Этот метод остается самым распространенным, хотя обнаружить с его помощью удается, как правило, лишь планеты минимум в несколько раз больше Земли и расположенные близко от своих звезд.

Другой популярный метод ? транзитный ? состоит в фиксировании легкого ослабления светимости звезды в те периоды, пока вращающаяся вокруг нее планета проходит на ее фоне. Этот метод используют работающие на орбите телескопы COROT и Kepler. А в сочетании с наблюдениями методом лучевых скоростей он приносит массу дополнительной информации о далекой планете ? ее плотности и атмосфере.

В результате сегодня список известных человечеству экзопланет растет буквально на глазах. Среди них попадаются и довольно странные миры.

Kepler-78b: то, чего не может быть

Главное, что стоит знать об этой планете ? то, что ее вообще не должно существовать. По крайней мере, современные представления о происхождении и эволюции планет такого случая не подразумевают. К своей звезде (Kepler-78: экзопланеты часто называют по названиям из звезд, добавляя буквенное обозначение, соответствующее либо порядку открытия планет у звезды, либо их расстоянию от нее) Kepler-78b находится чересчур близко, всего в 900 тыс. км. Для сравнения: наш раскаленный Меркурий сближается с Солнцем минимум на 46 млн. км.

Теоретически, в ту эпоху, когда планета формировалась, молодая звезда должна была быть несколько крупнее. Что же, Kepler-78b появилась… внутри звезды? Это, конечно, невозможно. Скорее всего, она сблизилась с ней позднее, но как и почему это произошло ? пока совершенно непонятно.

Сама по себе планета Kepler-78b немногим крупнее Земли, однако из-за звезды-соседки условия на ней далеки от земных. Температура на поверхности оценивается в испепеляющие 2400 °C. Впрочем, это ненадолго: близкая звезда понемногу подтягивает планету к себе, и полностью поглотит ее в ближайшие 2-3 млрд. лет.

Земля и Kepler-78b

©David A. Aguilar (CfA)

WASP-12b: некруглая планета

Но если Kepler-78b еще поживет какое-то приличное время, для планеты WASP-12b момент гибели уже настал. Уже сегодня ее разрывает притяжение звезды ? к радости астрономов, получивших возможность наблюдать этот жестокий, но интересный процесс «в режиме реального времени». Часть вещества с поверхности WASP-12b уже перетянута звездой, сама планета сильно деформировалась, так что формой напоминает скорее не круглый футбольный мяч, а вытянутый мяч для регби. Жить ей осталось около 10 млн. лет, вряд ли больше.

Расположенная в 800 световых годах от нас, WASP-12b относится к классу экзопланет – «горячих юпитеров» ? таких же громадных газовых гигантов, как всем известный Юпитер. Она на 40% крупнее его и вращается к своему солнцу намного ближе: год здесь длится немногим дольше земных суток.

Сравнение размеров WASP-12b с Юпитером