Что слышат танцующие змеи на самом деле

Что слышат танцующие змеи на самом деле

Змей привлекает далеко не чарующая мелодия панга (индийская флейта). У змей нет внешнего уха, чтобы слышать музыку или речь, они способны воспринимать лишь низкочастотные колебания.   Как выяснили ученые, то, что нам кажется красивым танцем дрессированных рептилий, не что иное, как оборонительная поза для змей. Гибкие извивания пресмыкающихся – инстинкт самозащиты, реакция на телодвижения музыканта,...

94687834_large_3085196_1778187

Как выяснили ученые, то, что нам кажется красивым танцем дрессированных рептилий, не что иное, как оборонительная поза для змей. Гибкие извивания пресмыкающихся – инстинкт самозащиты, реакция на телодвижения музыканта, играющего на панге.

— Змея раскачивается в унисон с музыкантом, – говорит председатель отдела герпетологии (изучение амфибий и рептилий) в Калифорнийской академии наук в Сан-Франциско Роберт Дрюс (Robert Drewes).

Дрюс исследует, как животные реагируют на издаваемые ими голоса и звуки. Его специализация — лягушки. По кваканью в лесах Кении Дрюс может с закрытыми глазами идентифицировать порядка 15 видов холоднокровных.

В отличие от змей, лягушки наделены очень хорошим слухом, и это не случайно. Хороший слух необходим им для продолжения рода. Различные виды лягушек издают различное кваканье. Особи мужского пола своим кваканьем привлекают самок. Женские особи, в свою очередь, различают кваканье лягушек самцов своего вида.

Дрюс играет на саксофоне сопрано и часто берет инструмент с собой во время путешествий в Африку. На вопрос: «Что думают лягушки о его игре?» — он разводит руками.

Кто действительно разбирается в этом – профессиональный музыкант Берни Краузе (Bernie Krause). Краузе необычный музыкант, он «звуковой эколог». Он работал со Стиви Уандером, группой The Doors, а также вместе с Джорджем Харрисоном над его альбомом «Электронный звук», где в качестве вокалиста дебютировал кот Харрисона.

«Некоторые музыканты играют музыку касаток и дельфинов», — говорит Краузе. По его словам, морских млекопитающих и других обитателей морских глубин в первую очередь привлекает источник звуковых волн. В 1985 году он был членом команды, которая вызволила находящихся на грани исчезновения горбатых китов из дельты реки Сакраменто с помощью полевых аудиозаписей других горбачей.

— Несмотря на то, что животные реагируют на то, что мы называем музыкой, откуда нам знать достоверно, что именно об этой музыке они думают? – говорит Краузе.

— Птицы-боб кивают головой под звуки ударных инструментов, обезьяны-бонобо играют на клавишных с Питером Гэбриэлем, — говорит он, — но покажите мне животных, которые наслаждаются этой музыкой непринужденно, лишь для того, чтобы развеять скучную жизнь в заточении.

По словам музыканта, люди познали звуки музыки из мира природы и лишь небольшие группы людей в немногих местах Земного шара по-прежнему играют вместе с природой, а не для нее. Жители племени калули из Папуа-Новая Гвинея, по словам Краузе, смешивают свои голоса со звуками леса. Так человек впервые открыл для себя эффект полифонии.

Возможно, так было и с танцующими под музыку змеями, но это началось задолго до того, как люди узнали о том, что у змей отсутствует слух и они даже не слышат мелодию.

Далее: КНДР запустила плутониевый реактор