26.01.2018
Редакция Naked Science

В музыке разных народов мира нашли универсальные черты

Психологи пришли к выводу, что песни разных народов, исполняемые в определенных ситуациях, обладают схожей структурой. По мнению исследователей, эти черты делают музыку «универсальным языком», понятным всему человечеству.

f2951b2975f8c6e7f718f8dc8d2296aa

Гарвардские психологи заявили: люди способны распознавать универсальные черты в песнях даже в том случае, если не знают языка, на котором исполняется композиция. В ходе эксперимента большинство добровольцев смогли безошибочно определить, в какой ситуации поется определенная песня.

При подготовке к эксперименту психологи собрали коллекцию из 118 песен 86 различных народов мира. Песни были записаны в малых сообществах, включая поселения фермеров и животноводов и группы охотников-собирателей. Среди исполнителей были чукчи-оленеводы, земледельцы с Гавайев и представители общин индейцев Северной Америки, в коллекцию вошли песни на 75 языках. Песни разделили на четыре основных типа: танцевальные, колыбельные, любовные, а также песни, исполняемые в лечебных обрядах.

В первом этапе исследования участвовали 750 добровольцев из 60 стран мира. Около трети участников жили в США, еще треть — в Индии. Каждый волонтер прослушал 14-секундные фрагменты 36 песен, относя каждую запись в одну из четырех жанровых категорий. Затем слушатели указывали, в какой ситуации, по их мнению, исполняется эта песня. На выбор им предложили шесть типов ситуаций. Четыре совпадали с типами песен: танцы, попытка успокоить ребенка, выражение любви и лечение. Два оставшихся включали оплакивание мертвых и рассказ истории. Всего участники выставили более 150 000 оценок. Большинство участников верно определили формы и функции песен, несмотря на небольшой размер отрывка и незнакомый язык.

Для второго этапа эксперимента ученые пригласили еще 1000 добровольцев — половина жила в США, другая половина — в Индии. Их попросили определить пол певцов и примерно оценить, сколько человек исполняет песню, а сколько аккомпанирует на музыкальных инструментах. Затем волонтеры оценили музыкальные особенности мелодий: их темп, мелодическую и ритмическую сложность и настроение. Участники воспринимали одни и те же песни примерно одинаково, хотя и принадлежали к разным культурам. Лучше всего люди распознавали танцевальные и колыбельные песни.

Исследователи признают, что у их работы есть ряд ограничений. Все участники исследования регулярно проводят время в Интернете, встречаясь с одними и теми же образцами популярной музыки, — это могло отчасти сформировать их взгляды. Чтобы получить более точные данные, ученые планируют провести похожий эксперимент среди представителей небольших закрытых сообществ, знакомых в основном с музыкой собственной социальной группы.

Ранее психологи из Кембриджского университета связали музыкальные предпочтения со стилем мышления.