Психолингвисты опровергли синтаксическое превосходство глаголов — Naked ScienceNaked Science
24.04.2017, 09:38
5 минут
Naked Science
15

Психолингвисты опровергли синтаксическое превосходство глаголов

Исследователи из России и Великобритании обнаружили, что эффект синтаксического праймеринга усиливают не только глаголы, но любые части речи.

pushkin005

В общем смысле эффект прайминга заключается во влиянии ранее полученной информации на восприятие последующей и, как правило, выражается в склонности человека бессознательно воспроизводить индивидуальный аудиальный или визуальный опыт. Такой эффект может быть обнаружен как в сложных поведенческих шаблонах, так и в самостоятельных проявлениях, например повторяемых позах, интонациях и жестикуляции. Предполагается, что тенденция связана со стремлением мозга экономить имеющиеся ресурсы путем игнорирования новых и реконструкции знакомых моделей поведения.

 

 

Первоначально синтаксический прайминг-эффект интерпретировался как свободный от внешних влияний и автономный. Однако в конце 1990-х годов появились данные о том, что феномен может лексически усиливаться: например, если в услышанном высказывании используется один глагол, вероятность воспроизведения синтаксической конструкции в другом предложении с идентичным глаголом возрастает. В новом исследовании сотрудники Университета Глазго, Нортумбрийского университета и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) проверили гипотезу «лексически усиленного» прайминга на 200 англоязычных студентах.

 

Дизайн эксперимента / ©Christoph Scheepers et al., The Journal of Memory and Language, 2017

 

В ходе работы участников просили прочитать небольшие тексты, после чего они должны были составить предложения из списка слов, подобранных в произвольном порядке. В серии экспериментов авторы варьировали наборы частей речи и синтаксические структуры стимульного материала, после чего оценивали вероятность повторения того или иного шаблона. Анализ показал, что повторное появление любой самостоятельной части речи в предложении усиливает эффект прайминга. При этом корреляция оказалась дозозависимой: выраженность эффекта повышалась вслед за количеством повторений. Таким образом, ученые пришли к выводу, что глаголы способны увеличивать вероятность стереотипий, однако не более, чем другие части речи.

 

Статья опубликована в The Journal of Memory and Language.

Вчера, 13:15
3 минуты
Никита Шевцов

Ученые сообщили об обнаружении совершенно нового геофизического явления — ураганов, которые вызывают землетрясения.

18 октября
3 минуты
Сергей Васильев

Под ярким синим излучением светодиодов повреждения нейронов развивались у дрозофил независимо от наличия глаз.

Вчера, 15:16
4 минуты
Илья Ведмеденко

Перспективную ракету-носитель от компании Firefly Aerospace могут снабдить новым двигателем, разработанным Aerojet Rocketdyne. Однако окончательный выбор еще не сделан.

17 октября
4 минуты
Илья Ведмеденко

Согласно представленным данным, вместо космического аппарата «Космос-2535» на орбите сейчас находятся пять объектов.

16 октября
3 минуты
Никита Шевцов

Биологи обнаружили вирус, который не может самостоятельно заражать клетки. Предполагается, что он пользуется помощью других вирусов.

16 октября
2 минуты
Илья Ведмеденко

Ученые сравнили состояние мозга женщин, имеющих детей, и тех, у кого их никогда не было. Выводы оказались более чем интересны.

17 октября
4 минуты
Илья Ведмеденко

Согласно представленным данным, вместо космического аппарата «Космос-2535» на орбите сейчас находятся пять объектов.

16 октября
3 минуты
Никита Шевцов

Биологи обнаружили вирус, который не может самостоятельно заражать клетки. Предполагается, что он пользуется помощью других вирусов.

16 октября
2 минуты
Илья Ведмеденко

Ученые сравнили состояние мозга женщин, имеющих детей, и тех, у кого их никогда не было. Выводы оказались более чем интересны.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.