29.10.2019
София Жаботинская
19 064

Новый метод определит вероятность развития депрессии под влиянием стресса

Генетическая предрасположенность определяет риск заболеть депрессией из-за стрессовой ситуации.

Кадр из фильма «Меланхолия»

Авторы статьи, опубликованной в журнале Nature Human Behavior, провели полигенное исследование. Команда из Мичиганского университета хотела определить, как именно наследственность влияет на возможность развития депрессии в ответ на стресс.

Депрессивное расстройство — самое распространенное заболевание психики на сегодняшний день. Иногда оно запускается исключительно внутренними причинами, это называется эндогенной депрессией, но существует и реактивная депрессия. Эта форма расстройства развивается в случае сильного воздействия внешних факторов: длительного нахождения в тяжелой стрессовой ситуации, чрезмерных перегрузок на работе, болезни или потери близкого человека. Депрессия не позволяет человеку полноценно жить, служит частой причиной нетрудоспособности, суицидальных мыслей и попыток — зачастую смертельных.

Ее диагностируют с помощью скринингов, оценки состояния посредством нескольких шкал и тестов, отслеживания специфических симптомов и наблюдения со стороны врача. Исследователи стремятся найти какие-то более универсальные физиологические маркеры, однако они еще не описаны. Не менее важно определить и те маркеры, которые показали бы вероятность развития этого заболевания, что помогло бы предрасположенным к депрессии людям, а также их врачам в профилактике.

Известно, что депрессия не определяется каким-то одним геном, но при этом генетика играет роль в риске развития депрессивного расстройства. Авторы исследования использовали генетический инструмент оценки риска, называемый полигенной оценкой риска. Они разработали алгоритм полигенной оценки риска для большого депрессивного расстройства, используя информацию из доступных биобанков. Эти данные включали в себя взаимосвязи между геномными вариациями и риском развития депрессии.

Испытуемыми были 5200 медиков-интернов, участвовавших в исследовании Intern Health Study. В рамках него у добровольцев брали образцы ДНК, а также проводили тесты и опросы. Интернатура — очень стрессовый период подготовки врача, и такой длительный активный стресс дал возможность получить данные in vivo на большой выборке.

Ученые сравнили результаты прогнозов, которые получили для оценки риска депрессии, используя полигенную оценку, с результатами тестирования того же человека на предмет депрессии. Оказалось, генетический анализ обладал высокой способностью к предсказанию развития у интерна депрессии в ответ на стресс.

Инструмент, созданный авторами работы, пока не подходит для широкого использования и нуждается в доработке. Как минимум он нерепрезентативен по возрасту (так как все участники были молодыми людьми примерно 27 лет) и по расе (большинство испытуемых — европеоиды). Расовая нерепрезентативность плохо повлияла на предсказательную способность инструмента для интернов-азиатов.

Ранее ученые выяснили, что воспаление не может служить достоверным маркером депрессии, а также разобрались в ее связях с зависимостью от смартфонов.