Связь между депрессией и воспалениями поставили под вопрос — Naked Science
София Жаботинская

Связь между депрессией и воспалениями поставили под вопрос

Хотя определенные симптомы депрессии могут быть причиной воспалительных процессов, воспаление как таковое не может служить маркером психического расстройства.

Воспаление вызвано не депрессией как таковой, а нездоровым или деструктивным поведением / Кадр из фильма «Дневник Бриджит Джонс»

Работа, проведенная под руководством психолога Эйко Фрида, опровергает распространенное предположение о том, что развитие депрессии напрямую связано с усилением воспалительных процессов в организме. Статья об этом опубликована в журнале Psychological Medicine.

За последние несколько десятилетий было проведено много исследований, посвященных взаимосвязи между депрессией и воспалительными процессами в организме. Некоторые из них показали, что у людей с депрессией в крови была выше концентрация биохимических маркеров воспаления. Из этого был сделан вывод, что наличие таких маркеров можно использовать для диагностики депрессии.

Фрид и его коллеги обнаружили, что прямая связь между депрессией и воспалением отсутствует; в отличие от большинства предыдущих исследований, в новой работе былы учтены 28 различных симптомов депрессии и ряд важных факторов образа жизни. Для анализа ученые использовали базу данных исследований тревожности и депрессии, проведенных в Нидерландах и включавших информацию по 2300 пациентам с различной степенью заболевания — от легкой до тяжелой хронической депрессии.

Некоторые специфические симптомы этого заболевания — депривация сна, вредные привычки, деструктивное поведение, ожирение — действительно могут быть связаны с повышенным уровнем воспаления. Это отражается и на показателях концентрации биохимических маркеров воспалительного процесса — например, интерлейкина-6 и фактора некроза опухолей. Однако это свидетельствует лишь о связи между данными конкретными проявлениями депрессивного расстройства и патологическими процессами в организме и не указывает на воспаление как на потенциальный диагностический признак депрессии.

По мнению Эйко Фрида, определение депрессии на основе клинических анализов — желанная, но недостижимая цель для врачей. Новое исследование показывает, что в поиске биохимических маркеров этого психического расстройства нет никакого смысла. Так что прорыва в диагностике депрессии ожидать не стоит.

Ранее ученые из Эдинбургского университета и Университета Глазго определили, что хроническая депрессия нарушает целостность белого вещества мозга, а исследователи из США установили: зависимость от смартфона напрямую предсказывает последующие симптомы депрессивного расстройства.

На поверхности Ганимеда, самого большого спутника во всей Солнечной системе, обнаружены следы самого большого ударного кратера, диаметр которого достигает 7800 километров.

Исследователи из Сколтеха, МГУ и Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича (ИППИ РАН) исследовали геномы около 200 штаммов бактерий, чтобы установить, без каких белков в составе рибосомы можно обойтись и почему клетка может нормально функционировать и без них.

Группа ученых из Сколтеха и Института проблем передачи информации РАН на примере рачков-бокоплавов из озера Байкал показала, что параллельная эволюция, связанная с формированием адаптаций, может затрагивать тысячи генов у близкородственных видов, а не только единичные гены, как считалось ранее.