18.07.2023
Мария А.
12 938

Ученые выяснили, облегчают ли домашние животные тяжелые психические заболевания

3.8

Это первое исследование, авторы которого изучили, как присутствие питомца влияет — или не влияет — на жизнь человека с диагностированным тяжелым психическим заболеванием.

Кошка
© Unsplash / Автор: Pinaria Caprarius

Считается, что наличие животных в доме положительно сказывается на психическом здоровье и благополучии хозяина. Однако исследований того, как питомцы влияют на людей с диагностированными тяжелыми психическими заболеваниями, например шизофренией, мало. Именно эту связь решили прояснить медики из Йоркского университета (Великобритания), опубликовавшие свою статью в издании Human-Animal Interactions.

В исследованиях, авторы которых изучали, как владение животным сказывается на здоровье человека, обычно рассматривали конкретные группы населения — детей, подростков и пожилых. Однако сотрудники Йоркского университета привлекли к участию почти 200 взрослых человек из Великобритании с подтвержденной шизофренией, биполярным расстройством либо другим психическим расстройством из Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10). Добровольцы проходили опрос по телефону, почте или онлайн в мае-августе 2022 года.

Среди прочего исследователи учитывали пол, возраст, этническую принадлежность, профессиональную деятельность и сопутствующие заболевания участников. Также им задавали вопрос: «Есть ли у вас какие-либо животные, которые живут с вами или рядом и о которых вы или кто-либо из членов вашей семьи в основном заботитесь?» При ответе «да» участник должен были уточнить, сколько животных у него есть, к какому виду они относятся (собака, кошка, мелкое млекопитающее, птица, рыба, рептилия или амфибия, лошадь или пони и так далее), какой питомец «ближе» всего и считается ли он частью семьи.

Чуть менее чем половина участников (47,6%) владела домашним животным: самым распространенным видом была собака (56,2%), на втором месте — кошка (39,6%). У четырех человек (4,9%) жили по 10 животных: кошка и/или собака плюс рыбы и/или птицы.

Большинство добровольцев сообщили, что ощущали сильную связь с питомцем, часто с ним взаимодействовали и считали членом семьи. Однако анализ с поправкой на ключевые характеристики выборки показал, что наличие животного в доме — любого вида — не было хоть сколько-нибудь значимо связано с показателями общего благополучия, снижением уровня депрессии, беспокойства или чувства одиночества.

«Объяснение наших результатов, возможно, заключается в том, что дополнительная ответственность владельцев животных может усугублять другие потенциальные стрессовые факторы, с которыми сталкиваются люди, живущие с тяжелым психическим заболеванием (например, финансовая и жилищная неопределенность/нестабильность). Тем самым это, вероятно, нивелирует преимущества наличия домашнего животного для психического здоровья. <…> Это также согласуется с данными по населению в целом: ранее исследования показали, что владельцы животных сообщали о более низком психологическом благополучии, если они были безработными, поскольку присутствие питомца усиливает финансовое бремя и ответственность», — рассказали ученые.

Второе объяснение может быть связано со сложностью взаимоотношений человека и животного, а также рядом факторов. Например, более непослушные питомцы приводят к большему уровню стресса у его хозяина.

Исследование, по словам его авторов, имело некоторые ограничения: в частности, небольшой размер выборки. В будущем ученые также предлагают проверить, как наличие питомца влияет на человека с тяжелым психическим заболеванием в динамике, то есть с течением времени.