В CERN одобрили проект строительства гигантского коллайдера — Naked Science
Денис Гордеев

В CERN одобрили проект строительства гигантского коллайдера

3.6

Его длина составит 100 километров; Большой адронный коллайдер по сравнению с ним будет просто крохой.

Внутри ускорителя частиц
Внутри ускорителя частиц / Ronald Patrick, Getty Images

Европейская организация по ядерным исследованиям CERN утвердила план постройки огромного коллайдера — ускорителя элементарных частиц с периметром (длиной кольца) 100 километров. Об этом сообщает журнал Nature. Стоимость проекта составит 23 миллиарда долларов. Эта установка будет почти в четыре раза больше, чем Большой адронный коллайдер (БАК), длина которого всего лишь 27 километров.

Проектное название ускорителя — Будущий кольцевой коллайдер (Future Circular Collider, FCC). Он будет сталкивать между собой заряженные частицы с энергией порядка 100 тераэлектронвольт (для сравнения, у БАК этот показатель достигает лишь 16 ТэВ). FCC хотят использовать в первую очередь для создания и дальнейшего изучения бозонов Хиггса — элементарных частиц, открытых в 2012 году и позволяющих построить перенормируемую квантовую теорию поля.

«Такое устройство сможет генерировать огромное количество бозонов Хиггса в чистой среде, что позволит добиться значительного прогресса в определении разнообразных взаимодействий бозона Хиггса с другими частицами, а также провести чрезвычайно высокоточные измерения», — сообщают специалисты CERN в своем пресс-релизе. Изучение этих частиц также может помочь физикам раскрыть загадку существования темной материи.

Видео о проекте FCC / YouTube — CERN

Строительство Будущего кольцевого коллайдера хотят начать в 2038 году. Однако реализация этих планов сильно зависит от финансирования. Проект FCC очень дорогой, и деньги для него придется искать за пределами Евросоюза. Привлечение капитала усложняет еще и тот факт, что для нового ускорителя частиц пока не поставлена такая же четкая задача, как для Большого адронного коллайдера.

Кстати, о планах модернизации БАК в CERN тоже не забывают. Среди них — завершить модернизацию коллайдера с повышением его светимости, установив мощные магниты из ниобий-оловянного сплава. Это даст возможность проводить в БАК больше столкновений частиц и повысит шанс на обнаружение редких квантовых явлений.

Ранее мы сообщали, что на поверхности золота обнаружены фермионы Майораны — элементарные частицы, одновременно являющиеся собственными античастицами, а также о том, что физикам впервые удалось измерить срок жизни нейтрона в космосе.

Группа ученых обнаружила общую черту у антител, которые нейтрализуют SARS-CoV-2, вызывающий Covid-19: оказалось, что один ген блокирует взаимодействие вируса с организмом человека.