Создано двухмерное сверхтвердое тело — Naked Science
19 августа

Создано двухмерное сверхтвердое тело

5.1

Международной команде физиков удалось создать двухмерное сверхтвердое тело. Оно обладает свойствами одновременно и твердого тела, и сверхтекучей жидкости.

Создано двухмерное сверхтвердое тело / ©www.sciencealert.com

Существование сверхтвердых тел было предсказано в 1969 году и долгое время изучалось в сверхтекучем гелии, который считался лучшим кандидатом для обнаружения твердой кристаллической структуры со свойствами сверхтекучей жидкости. Но, несмотря на десятилетия исследований, сверхтвердость в гелии остается неуловимой.

Сверхтвердые тела одновременно обладают свойствами, присущими и твердому телу, и сверхтекучей жидкости. У таких тел упорядоченная структура атомов, они могут течь, не образуя трения, как сверхтекучая жидкость.
В 2019 году физики создали сверхтвердые тела, но в одномерном измерении, то есть в виде цепочки капель.

Теперь международной команде ученых из университетов Ганновера (Германия) и Инсбрука (Австрия) впервые удалось создать кристаллоподобную структуру сверхтвердого материала в двухмерном измерении. Это позволит физикам экспериментировать с некоторыми из самых странных явлений науки о материалах. Статья опубликована в журнале Nature.

Как и в случае с квантовыми явлениями, частицы в сверхтвердом состоянии заблокированы в твердой структуре, но в то же время делокализованы, что позволяет им свободно течь, не образуя трения.

В ходе эксперимента Belle исследователи впервые измерили энергетическую зависимость эксклюзивных реакций рождения B-мезонов. Новые данные позволят выяснить природу группы экзотических Upsilon-мезонов, имеющих массы в области энергий от 10.63 до 11.02 гигаэлектронвольта.