19.08.2021
Ольга И.
67 698

Создано двухмерное сверхтвердое тело

5.1

Международной команде физиков удалось создать двухмерное сверхтвердое тело. Оно обладает свойствами одновременно и твердого тела, и сверхтекучей жидкости.

Создано двухмерное сверхтвердое тело / ©www.sciencealert.com / Автор: Visellia Orfius

Существование сверхтвердых тел было предсказано в 1969 году и долгое время изучалось в сверхтекучем гелии, который считался лучшим кандидатом для обнаружения твердой кристаллической структуры со свойствами сверхтекучей жидкости. Но, несмотря на десятилетия исследований, сверхтвердость в гелии остается неуловимой.

Сверхтвердые тела одновременно обладают свойствами, присущими и твердому телу, и сверхтекучей жидкости. У таких тел упорядоченная структура атомов, они могут течь, не образуя трения, как сверхтекучая жидкость.
В 2019 году физики создали сверхтвердые тела, но в одномерном измерении, то есть в виде цепочки капель.

Теперь международной команде ученых из университетов Ганновера (Германия) и Инсбрука (Австрия) впервые удалось создать кристаллоподобную структуру сверхтвердого материала в двухмерном измерении. Это позволит физикам экспериментировать с некоторыми из самых странных явлений науки о материалах. Статья опубликована в журнале Nature.

Как и в случае с квантовыми явлениями, частицы в сверхтвердом состоянии заблокированы в твердой структуре, но в то же время делокализованы, что позволяет им свободно течь, не образуя трения.

В 1969 году американский дерматолог Альберт Клигман ввел термин «фотостарение». Он обозначает увядание кожи под воздействием солнечных лучей, а именно ультрафиолета. Юлия Рожкова, кандидат технических наук, химик-биотехнолог и доцент кафедры химических технологий ПНИПУ, рассказала, какие компоненты нашей кожи ультрафиолет разрушает в первую очередь, как определить свой фототип, что означает SPF, какое количество солнцезащитного крема нужно наносить и что положить с собой в косметичку на море.

Исследователи из научного института «Росатома» в Троицке начали отработку методики по нанесению остеотропного покрытия для титановых имплантатов, которые получили аддитивным способом. Керамическое покрытие изделий по минеральной структуре похоже на кость и способствует сокращению процесса восстановления функции поврежденных тканей: имплантаты приживаются быстрее и не вызывают иммунного ответа. По словам ученых, их изделия будут способствовать процессу восстановления в два-три раза быстрее, чем обычно.