19.08.2021
1 942

Рост населения может вызывать и рост насилия

4.5

На примере археологических данных японские ученые показали, что рост насилия в обществе способен спровоцировать демографический перегруз.

Рост населения может вызывать и рост насилия / ©Getti images

Существует гипотеза, согласно которой рост населения может привести к нехватке ресурсов. Это, в свою очередь, повлечет конкуренцию и конфликты. Несмотря на то что в таком положении вещей уверены многие, существует очень мало исследований на эту тему.

Чтобы восполнить пробел, ученые из Университета Окаяма (Япония) изучили останки скелетов и погребальные сосуды периода Средней Яёи (350 год до нашей эры до 25 года нашей эры). Именно этот период в японской истории считается временем значительного роста насилия в обществе по сравнению в предыдущим Дзёмон.

Жители периода Яёи занимались сельским хозяйством, у них было развитое вооружение, в результате чего возникли закрытые поселения. Между ними происходили войны, сопровождавшиеся межгрупповым насилием. А вот те, кто жил в период Дзёмон, занимались в основном гончарным делом, охотой и собирательством, поэтому конфликтов у них было меньше.

Японские ученые сумели провести сравнительный анализ демографии обоих периодов, используя хорошо датированные погребальные кувшины в качестве косвенного показателя численности населения и пахотных земель. Кроме того, исследователи подсчитали частоту насилия и выяснили процент травмированных людей через скелетные останки.

Свои выводы они опубликовали в Journal of Archaeological Science. Оказалось, самый высокий уровень травмированных людей был в регионах с самой большой демографической нагрузкой. Тем не менее пиковая численность населения не коррелировала с частотой насилия. Ученые считают, что могут быть и другие факторы, которые косвенно влияют на рост насилия в обществе, помимо демографической перегрузки периода Яёи. Например, развитие социальной иерархии.