22 марта

Ученые открыли новый вид древней «крылатой» акулы

5.1

Животное обитало в океанах 93 миллиона лет назад и напоминало современных морских дьяволов. Грудные плавники рыбы были похожи на крылья, из-за чего ее назвали орлиной акулой.

Орлиная акула в представлении художника / ©phys.org

Работа опубликована в журнале Science. Современные акулы обитают по всему миру, но демонстрируют небольшое морфологическое разнообразие: их форма в основном обтекаемая. А вот древние виды этих животных были куда разнообразнее. Один из них обнаружили в 2012 году, во время раскопок в северо-восточной части современной Мексики. Международная группа ученых во главе с палеонтологом Роменом Вуйо из Университета Ренна (Франция) описала этот новый необычный вид акул, живший 93 миллиона лет назад.

Они назвали его Aquilolamna milarcae — орлиная акула — из-за тонких и длинных грудных плавников. Аквилоламна имела сравнительно небольшие размеры — около 1,65 метра в длину, — а еще у нее была широкая голова с большим ртом, скорее всего, полным мелких зубов. Примерно такой вид имеют современные акулы-фильтраторы, поэтому ученые предположили, что их древняя «орлиная» сестрица тоже питалась планктоном.

Aquilolamna milarcae / ©Science

А вот длинные плавники не имеют аналогов в современном мире акул: размах их достигал 1,9 метра. Возможно, они нужны были рыбе, чтобы стабилизировать движение или взмахивать ими, подобно современным скатам манта или гигантским морским дьяволам. Кстати, именно на них и походила акула. Причем не только внешне — похоже, она занимала примерно ту же экологическую нишу. Правда, хвост манта тонкий и похож на пику, а у аквалоламны — напротив, мощный и имеет развитый плавник. Такое сочетание до сих пор не было известно ихтиологам, поэтому акула весьма интересна для изучения.

Увы, Aquilolamna milarcae вымерла одновременно с динозаврами и не оставила ныне живущих потомков. Их постепенно сменили скаты и морские дьяволы, появившиеся в начале третичного периода. При этом орлиная акула, как предполагают ученые, относится к отряду ламнообразных, который сегодня включает порядка 15 видов.