17.04.2023
6 360

Загадочные туллимонстры все-таки были беспозвоночными

4.7

Странные водные животные каменноугольного периода — туллимонстры — имели тело без твердых структур. Поэтому их останки сохранились настолько неясными, что палеонтологи до сих пор спорят, были туллимонстры позвоночными или нет. Однако новое исследование ставит точку в многолетней дискуссии.

Одна из многочисленных реконструкций туллимонстра представляет их позвоночными
Одна из многочисленных реконструкций туллимонстра представляет их позвоночными / ©Nobu Tamura / Автор: Александр Литвинов

Начиная с 1950-х на территории американского штата Иллинойс, в отложениях каменноугольного периода, обнаруживают окаменелые отпечатки крайне странных и даже нелепых созданий. В честь Фрэнсиса Тулли (Francis Tully), который сделал первую такую находку, их называют туллимонстрами, причем палеонтологи до сих пор спорят, как именно они выглядели и к какой группе животных относились.

Это были мягкотелые плавающие существа, которые жили в дельте реки, находившейся на этом месте около 300 миллионов лет назад. Туллимонстры достигали 15-25 сантиметров в длину, пользовались плавниками, вытянутым хвостом и тонким «хоботком» с острыми зубами на конце. По некоторым реконструкциям, глаза туллимонстров были вынесены в стороны на длинных стебельках. Впрочем, отпечатки настолько неясны, что туллимонстров причисляют то к одной группе животных, то к другой.

В 2016 году в журнале Nature появилась статья под заголовком «Туллимонстр — позвоночный», которая классифицировала их как родственников современных бесчелюстных — миног и миксин. А годом спустя журнал Palaeontology опубликовал статью «Туллимонстр — беспозвоночный». Новая работа японских ученых, вышедшая в том же журнале Palaeontology, ученых поддерживает вторую версию.

План тела туллимонстров настолько необычен, что их трудно однозначно отнести к той или иной группе животных / ©Takahiro Sakono

Томоюки Миками (Tomoyuki Mikami) и его соавторы исследовали более 150 останков туллимонстров, сканировав их с помощью лазера. Объединив собранные данные, они создали трехмерные модели тела этих животных. Кроме того, с помощью рентгеновской микротомографии удалось изучить хоботок и челюсти на его конце.

Все это показало, что на теле туллимонстра можно распознать регулярные неоднородности, которые свидетельствует о его сегментации — особенности, совершенно нехарактерной для позвоночных. Вдобавок некоторые детали строения хоботка, которые прежде считались «признаками позвоночности», оказались недостаточно однозначными.

К каким именно беспозвоночным относились эти животные, по-прежнему не ясно. Ученые упоминают самые разные варианты, от ланцетников (примитивных хордовых) до первичноротых (куда включают червей, моллюсков, членистоногих и множество других типов животных). Однако ключевая проблема их классификации, похоже, снята.

«Мы считаем, что загадка, был ли туллимонстр позвоночным или беспозвоночным, решена. На основе целой серии свидетельств можно сказать, что “позвоночная гипотеза” несостоятельна. Прежде всего речь идет о сегментации, которая начинается с головы и просматривается на протяжении всего тела. Такая особенность строения неизвестна ни для одного позвоночного», — сказал Томоюки Миками.