14.09.2023
Михаил Орлов
1 560

Убившая динозавров катастрофа обеспечила процветание покрытосеменных растений

4.4

Астероид, который упал у полуострова Юкатан 66 миллионов лет назад, довольно быстро прикончил всех динозавров. Но для других групп живых существ — таких как млекопитающие — это стало началом расцвета. Авторы новой статьи убеждены: это касается и цветковых, или покрытосеменных растений, которые начали доминировать в наземных экосистемах именно благодаря великому вымиранию.

Мононик Mononykus olecranu
Мононик Mononykus olecranu, кадр сериала / © «Prehistoric Planet» (2022) / Автор: Анастасия Кожевникова

Длительная история Земли богата на разного рода катастрофы: оледенения, массовые извержения вулканов и, конечно, падения небесных тел. Такие катаклизмы изменяли ход эволюции и означали переход к новым геологическим эрам.

Последняя (лучше сказать «крайняя») великая катастрофа, вызвавшая великое вымирание, — та, что завершила мезозойскую эру. По меньшей мере значимую роль в этом сыграло падение астероида у полуострова Юкатан (Северная Америка). Последствия были ужасны и наступили незамедлительно: печальным мемориалом этого стала знаменитая формация Танис в США.

За очень короткий промежуток времени тогда вымерло множество систематических групп, в том числе все нептичьи динозавры — непобедимые хищники и травоядные гиганты, — а также близкие им летающие и морские ящеры.

Тем временем другие животные весьма выиграли от того, что их чрезвычайно успешных соседей не стало. Речь идет, разумеется, о млекопитающих, которые с тех пор доминируют в наземных экосистемах.

Новая статья для журнала Biology Letters отнесла в ту же категорию «бенефициаров великого вымирания» цветковые, или покрытосеменные растения. Действительно, покрытосеменные растения — те, что имеют цветки и формируют плоды — возникли еще в начале мелового периода, однако долгое время оставались в тени конкурентов. Среди растений тогда преобладали голосеменные (например, хвойные) или еще более древние папоротники.

Авторов новой научной работы заинтересовало, как эти не слишком успешные растения смогли пережить то, что погубило динозавров. На основании палеонтологической летописи это сделать затруднительно — растения сохраняются хуже, чем кости. К тому же цветковые исходно возникли внезапно и словно появились ниоткуда уже в большом разнообразии. Чарлз Дарвин называл это «отвратительной тайной эволюции».

С этой, а заодно другими тайнами цветковых пришлось разбираться с помощью геномики. Ученые проанализировали родственные связи более 70 тысяч видов современных цветовых, то есть примерно треть всех существующих на сегодня.

Родословное древо цветковых калибровали и датировали точки ветвления (возникновение систематических групп) с помощью биоинформатики, а именно — молекулярной филогенетики. Результат оказался неожиданным: на уровне крупных систематических групп цветковые словно «не заметили» великого вымирания. Большая их часть успешно пережила катаклизм, убивший многих соседей по экосистеме.

Конечно, смена геологических эр заметно снизила общее число видов цветковых — как общее, так и видов внутри отдельных групп (семейств, порядков и так далее). Но в каждой группе нашлись такие, которые не только вступили в новую эру, но и сумели завоевать освободившиеся экологические ниши.

По мнению исследователей, покрытосеменным тогда помогли эволюционная гибкость и способность к адаптации. Например, их могут опылять как насекомые, так и ветер, что позволяет при необходимости переключаться с одного на другое.

Благодаря этому очень скоро — с наступлением новой, кайнозойской, эры — покрытосеменные заняли господствующее положение в наземных экосистемах. И сейчас число их видов намного больше, чем у всех других групп растительных организмов, вместе взятых.