20.04.2021
1 519

Генетики выделили ДНК вымерших медведей из почвы

4.8

Ученые из Дании и Великобритании секвенировали ДНК вымерших медведей из почвы и считают, что их работа стала прорывом для реконструкции древних геномов.

Доцент Миккель Винтер Педерсен из Копенгагенского университета отбирает образцы пещерных отложений на ДНК / ©phys.org

Исследование опубликовано в журнале Current Biology. Выделение древней ДНК из почвы произвело настоящую революцию в мире биологии, позволяя узнавать о живших когда-то видах не на базе их останков, а лишь на основе почвы, в которой остались следы жизнедеятельности.

При этом образцы почвы содержат разреженные и фрагментарные остатки живых существ, не говоря уже о том, что зачастую это следы сразу нескольких особей близкородственных видов. Поэтому секвенировать полноценный геном из такого рода остатков непросто.

До сих пор, по словам авторов работы — ученых из Центра геогенетики Фонда Лундбек при Копенгагенском университете (Дания) и Кембриджского университета (Великобритания), — дело ограничивалось так называемыми органеллярными геномами. «Исследование древней ДНК было ограниченным, — заявил первый автор работы, профессор Миккель Винтер Педерсен.

Пещера Чикиуит / ©phys.org

— Фрагментированная ДНК из образца почвы могла только рассказать нам, жил ли конкретный вид в определенной местности и в какое время, но не давала никаких подробностей о нем самом». Новое исследование, считают генетики, открывает перспективы для более полномасштабного анализа древней ДНК.

Они показали это на примере выделения таковой из почвы в пещере Чикиуит в Мексике. Изучаемые образцы включали фекалии и мочу вымерших медведей — Arctodus simus, который жил на территории современной Мексики около 11-12 тысяч лет назад, и предка современного американского черного медведя, Ursus americanus.

Фрагменты ДНК остаются в испражнениях живых существ. Именно их удалось выделить ученым, используя чрезвычайно мощные методы секвенирования. Затем ДНК сравнили с геномами других медведей (включая 83 современных вида и три вымерших около 22 тысяч лет назад).

В результате ученые смогут узнать намного больше подробностей об этих животных — например, какое место они занимали на генеалогическом древе, как мигрировали и насколько их линия отклонилась от линии общих предков. При помощи нового метода, по словам специалистов из Дании и Великобритании, можно узнавать такие подробности и о других видах, используя лишь почву, содержащую их испражнения.