24.11.2015
Редакция Naked Science
5 377

Древняя ДНК показала изменения роста и цвета кожи европейцев

Международная группа ученых впервые проанализировала ДНК древнего человека, жившего до, во время и после сельскохозяйственной революции. Исследователям удалось выяснить, когда в Европе появились первые высокие люди, почему европейцы сменили темный цвет кожи на светлый и даже понять, когда взрослые европейцы смогли пить молоко.

8421076936_842531f749_k
©Wikipedia / Автор: Pinaria Caprarius

Результаты исследования, которое, по словам ученых, позволяет сопоставить развитие населения Европы с течением времени, опубликованы в журнале Nature. Исследователи изучили ДНК, полученные из древних останков людей, живших 8,5 – 3 тысяч лет назад на территории Европы, Сибири и Малой Азии. Анализируя древние ДНК, ученые смогли определить 12 конкретных участков генома, которые изменили образ жизни и социально-экономическое развитие европейцев после перехода общества от типа «охотников и собирателей» к фермерству. По словам исследователей, полученные результаты в очередной раз доказывают, что земледелие в Европе начало развиваться с расселением племен с Ближнего Востока по территориям Балкан и Центральной Европы.

Жители Северной Европы стали высокорослыми после того, как в Скандинавии в бронзовом веке появились кочевые племена из евразийских степей – примерно 5 тысяч лет назад. А вот невысокий рост населения Южной Европы достался в наследство от охотников-собирателей, проживавших в этом регионе до прихода земледельцев с Ближнего Востока.

Новое исследование, в частности, показало, что древние фермеры были темнокожими. Ученые предполагают, что это может быть связано c тем, что сельскохозяйственные работники ели меньше мяса, чем охотники-собиратели, поэтому они потребляли меньше витамина Д. Однако люди с темной кожей получают меньше витамина Д в результате воздействия солнца, что могло привести к его дефициту у фермеров. Именно поэтому постепенно их кожа стала светлее. Гены светлой кожи нашли и у древнейших северян, и у земледельцев Анатолии. Напротив, гены синих глаз нашли во всех образцах, даже у первых охотников-собирателей Европы.

Очень интересной находкой стало то, что европейцы во взрослом возрасте смогли пить молоко только 4 тысячи лет назад. Также с распространением земледелия у людей появились  гены, помогающие переваривать жиры и защищающие от проказы и туберкулеза. Кроме того, сельское хозяйство принесло с собой гены, связанные с глютеновой болезнью (нарушение пищеварения, вызванное повреждением ворсинок тонкой кишки некоторыми пищевыми продуктами, содержащими определенные белки). Вероятно, они каким-то образом способствовали восполнению дефицита одной аминокислоты (эрготионина), возникающего при зерновой диете – но их побочным эффектом стала болезнь Крона и другие формы целиакии.