20 апреля
Мария Кривоченко

Исследование показало, как действует природный блокиратор землетрясений

3.4

Ученые обнаружили естественные «ворота» землетрясений. Они «останавливают» катаклизмы и не дают им подняться до магнитуды 8 и выше.

Ученые во время сбора данных / ©Джейми Ховарт

Исследователи изучали Альпийский разлом Новой Зеландии, где в ближайшие 50 лет может произойти разрушительное землетрясение. Вероятность катастрофы — около 75 процентов. Модель показала, что у него с вероятностью в 82 процента будет магнитуда выше 8. Подробности работы опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Исследование объединило два подхода к изучению землетрясений. Это свидетельства о прошлых катаклизмах, собранные геологами, и компьютерное моделирование, проведенное геофизиками. Датирование отложений, собранных в шести местах вдоль Альпийского разлома, помогли определить масштабы последних 20 значительных землетрясений за последние четыре тысячи лет.

Это одна из самых подробных записей такого рода. Благодаря ей ученым удалось сравнить данные с данными компьютерной модели, охватывающей последние сто тысяч лет. Далее они построили новую модель, учитывающую геометрию разлома. Она показала, что разломы могут выступать условными барьерами для сильных землетрясений: они «пропускают» одни катаклизмы, но не дают разрастись другим. Также выяснилось, что землетрясения магнитудой 6-7 способны прервать цепочку более сильных катастроф меняя работу «ворот».

«Так называемые ворота работают так же, как пропускной пункт на однополосном проезде. Иногда вы подъезжаете и получаете зеленый свет, а иногда — красный, пока условия проезда не поменяются», — объяснил геолог Николас Барт.

Сейсмические «ворота» — важная область исследований. Сейчас ученые планируют работы у перевала Кахон близ Сан-Бернардино, Калифорния, где взаимодействие разломов Сан-Андреас и Сан-Хасинто может изменить работу «ворот» и вызвать более разрушительные землетрясения.

«Мы подошли к моменту, когда данные и модели достаточно детализированы, чтобы начать прогнозировать характер землетрясений. Не только насколько вероятно землетрясение, но и насколько оно велико и насколько широко распространится. Это поможет нам лучше готовиться к катастрофам», — подытожил Барт.

На примере более 80 тысяч взрослых и полностью привитых жителей Израиля, протестированных на SARS-CoV-2, ученые узнали, как с течением времени у них повышался риск заболеть Covid-19.