31.08.2022
Анна Новиковская
4 195

Синий свет от гаджетов ведет к преждевременному старению — по крайней мере, у мух

5.5

Чрезмерное сидение перед экраном ведет к ожирению и психологическим нарушениям. Теперь ученые выявили новую потенциальную угрозу человеческому здоровью, таящуюся в наших гаджетах.

Хотя современному человеку сложно представить жизнь без телефона или планшета, излишнее сидение у экрана может привести к неприятным последствиям / © brighamhealthhub.org / Автор: Никита Тарасов

Разнообразные гаджеты давно и прочно вошли в нашу жизнь: с их помощью мы знакомимся, совершаем покупки, проводим досуг и организуем работу. Однако теперь ученые из Университета штата Орегон (США) выяснили, что даже самые современные и «безвредные» телефоны, телевизоры и компьютеры не так уж безобидны: под воздействием излучаемого ими синего света дрозофилы начали быстрее стареть.

Исследователи показали, что уровни специфических метаболитов — химических веществ, необходимых для правильного функционирования клеток — изменяются у плодовых мушек, долгое время находившихся под интенсивным синим светом.

Ранее исследователи продемонстрировали, что плодовые мушки, подверженные воздействию света, «включают» гены, защищающие от стресса, а те, которых содержали в постоянной темноте, жили дольше. Теперь, чтобы понять, как синий свет может повлиять на продолжительность жизни мух, ученые сравнили уровни метаболитов у насекомых, подвергавшихся воздействию синего света в течение двух недель, и у тех, что находились в полной темноте.

Оказалось, у мух, содержавшихся на синем свету, значительно возрастает уровень сукцинатов (солей янтарной кислоты), а уровень глутаматов (солей глутаминовой кислоты) снижается. Сукцинаты необходимы для правильного энергообмена клетки, и их повышенное содержание может говорить об ускорении метаболизма. Глутаматы при этом принимают важное участие в передаче нервных сигналов между нейронами, так что снижение их концентрации может привести к нейродегенерации.

Получается, в организме мух, содержавшихся под синим светом, клетки работают «на износ», что может привести к их преждевременной гибели и объяснить раннее старение. С одной стороны, результаты выглядят тревожными: сегодня люди почти постоянно пользуются различными гаджетами и могут долгое время находиться под светодиодными светильниками синего спектра. Поэтому существует вероятность, что и наши клетки, подвергающиеся чрезмерному воздействию синего света, стареют раньше.

С другой стороны, мухи и люди достаточно далеко находятся друг от друга в филогенетическом плане, поэтому, чтобы делать однозначные выводы о вреде синего света для человека, необходимы дополнительные исследования хотя бы на млекопитающих. И в ближайшее время ученые собираются провести такие эксперименты.

Вдобавок участвовавших в исследовании мух подвергали сильному синему излучению — мощность освещавшей их лампы составляла 165 ватт. Для сравнения, мощность обычного паркового светильника — около 60-120 ватт, а в закрытых помещениях лампы еще слабее — обычно не более 30 ватт. То есть человек почти не сталкивается с настолько интенсивным синим светом. Значит, даже если негативное влияние выявят, оно может оказаться не таким серьезным.

Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Aging.