Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
23 ноября
8 477

Внешность птицы, нутро крокодила: в Китае нашли динозавра с сохранившимся кишечником

6.0

Найти ископаемое животное с сохранившимся кишечником — редкая удача, и китайским палеонтологам очень повезло. Им в руки угодила окаменелость хищного динозавра: тот приходился близкой родней птицам и, скорее всего, был покрыт перьями, но вот по строению кишечника немного отличался от крокодила.

Даурлун был размером с небольшую собаку и питался добычей соответствующих габаритов / © novataxa.blogspot.com

Дромеозавриды, знаменитые хищные динозавры с большими изогнутыми когтями на задних лапах (из самых известных представителей — велоцираптор и дейноних), в большинстве своем были не огромными устрашающими животными типа ютараптора, а сравнительно мелкими и шустрыми, напоминающими птиц.

У львиной доли представителей семейства длина тела составляла всего около полутора-двух метров (что с учетом хвоста и шеи совсем немного), а весили эти хищники 20-25 килограммов. Как итог — питались они в основном довольно мелкой добычей: в их меню входили рыба, примитивные птицы, млекопитающие, ящерицы, лягушки и даже крупные насекомые.

Новый вид дромеозаврид, найденный в Китае, в этом отношении не отличался от большинства сородичей: от носа до хвоста в нем было примерно полтора метра, даже в сравнении с кошкой он не выглядел очень уж страшным животным. Ящер получил имя даурлун (Daurlong wangi), что означает «даурский дракон».

Однако куда интереснее оказался не сам динозавр, а его содержимое: вместе с костями нашлись остатки разложившегося кишечника, по которым ученые смогли восстановить внутреннее строение динозавра. Сохранение кишечника у животного возрастом около 120 миллионов лет — уже примечательный случай, но еще ценнее для палеонтологов то, что даурлун принадлежит к эволюционной линии, близкой к предкам современных птиц.

Несмотря на продвинутое положение на эволюционном древе динозавров, строение кишечника даурлуна оказалось типично рептильным и немногим отличалось от современного крокодила или обнаруженного ранее спиционикса — более примитивного хищного динозавра.

Окаменелость даурлуна сохранилась почти идеально / © 10.1038/s41598-022-24602-x

Ученые пришли к выводу, что пищеварительная система у хищных динозавров эволюционировала сравнительно медленно, начав приобретать характерные для птиц черты только перед самым отделением пернатых от их предков. Вероятно, наземным животным, пусть и обладавшим ускоренным в сравнении с крокодилами обменом веществ, не требовалось столь же быстрое пищеварение, как у современных птиц.