29.04.2023
Михаил Орлов
1 193

В конце мезозоя в Антарктиде полыхали лесные пожары, вызванные извержениями вулканов

6.4

Современная Антарктида спрятана под мощным ледниковым щитом и по большей части безжизненна, однако так было далеко не всегда. Во времена динозавров, в том числе в конце мелового периода континент был покрыт густой древесной растительностью и населен множеством животных. Новая статья подтвердила предположения, что в лесах Антарктиды часто происходили сильные пожары, и связала их с извержениями вулканов.

Антарктида в мезозое
Художественная реконструкция экосистем Антарктиды в мезозое / © doi:10.3389/feart.2023.1048754 / Автор: Александр Литвинов

В наши дни Антарктида — крайне негостеприимное место. Континент покрыт двухкилометровым слоем льда, который немыслимым весом сдавил поверхность материка. Круглой год в Антарктиде господствуют морозы, а небольшие очаги жизни теплятся лишь у побережья. Трудно себе представить, что когда-то антарктические ландшафты были совсем другими — там произрастали густые леса. Так было еще в конце мелового периода, 75 миллионов лет назад, когда континент постепенно перемещался к своему современному положению на карте и отдалялся от соседних южных материков.

О некогда обильной жизни в Антарктиде свидетельствуют множество окаменелостей. Кроме того, в последнее время все больше данных говорят о том, что в древних антарктических лесах происходили пожары. Новые результаты, опубликованные в Frontiers in Earth Science, это подтверждают. Более того, авторы статьи показали, что лесные пожары в Антарктиде случались часто и были связаны с извержениями местных вулканов.

Ученые исследовали окаменелости растений (включая споры и пыльцу) и крупные фрагменты древнего угля, собранные на острове Кинг-Джордж (Южные Шетландские острова) и на Антарктическом полуострове — северной оконечности материка, которая выдается в сторону Южной Америки. Это позволило реконструировать флору Антарктиды в конце мелового периода — точнее, соответствующую кампанскому ярусу (примерно 83-72 миллиона лет назад). Оказалось, что среди растений Антарктиды тогда преобладали голосеменные рода Podocarpus и родственники современного южного бука (Nothofagus sp.), а также папоротники.

При этом авторы отметили неожиданно большое число признаков древних лесных пожаров. Зачастую они приводили к полному выгоранию растительности на больших площадях, после чего такие экосистемы вынуждены были восстанавливаться заново.

В статье показано, что основной причиной возгорания лесов в древней Антарктиде были извержения вулканов. При этом загорались не стволы от потоков текущей лавы, деревья начинали гореть в основном из-за выбрасываемых вулканами облаков пепла (пирокластические потоки). Это согласуется с тем, что туфы и другие свидетельства вулканизма сохранились во многих горных породах Антарктиды того времени.

Авторы подчеркивают, что при изучении современных экстремальных природных явлений и изменений климата необходимо учитывать события далекого прошлого вроде тех, что происходили в Антарктиде в конце мезозойской эры. Поэтому знания об условиях на древней Земле и факторах, которые их меняли, вроде лесных пожаров, — источник ценной информаций для моделирования будущего, ожидающего живое население и климат нашей планеты.