• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
Партнерский материал

Как это устроено: технологии сборки современных лыж

Современные лыжи — это настоящий высокотехнологичный «бутерброд»: многослойные, покрытые специальными пластиками, склеенные хитрыми дорогими клеями, позволяющие развить невероятные скорости. Naked Science пробует разобраться в тонкостях производства лыж.
© Adege / Pixabay

Спорт с хорошей историей

Горные лыжи —  один из самых древних спортивных снарядов в истории. Наскальные рисунки и находки, сделанные во время археологических раскопок, подтверждают, что древние люди использовали лыжи более 4000 лет назад. Лыжи были распространены в арктических регионах Евразийского материка.

В то время еще не существовало никаких специальных инструментов для тонкой обработки дерева, и форма у лыж могла быть только самой примитивной — вырезанные из куска дерева две прямые дощечки с загнутыми спереди носками. По некоторым сведениям, в северо-восточной части Евразии к лыжам снизу прибивали куски звериных шкур: вперед они скользили лучше, а назад при этом не «отдавали». Этот принцип используется в современных камусах — специальном покрытии лыж для скитура.

Позже, на протяжении Средневековья, лыжи использовались скандинавскими фермерами, охотниками и воинами. Известно, что в XVIII веке подразделения шведской армии устраивали тренировки и даже соревнования на лыжах.

Реконструкция: древний охотник в высоких горах Опланда с точными копиями лыж Дигервардена и другого снаряжения / © Эспен Финстад, secrettsoftheice.com

Время трансформации

С середины XIX века лыжи начали постепенно приближаться к своему современному виду.

Норвежец Сондре Норхейм изобрел повороты в стиле «телемарк», создал первое крепление с ремешком на каблуках, а также популяризировал лыжи с продольным прогибом и боковым вырезом. Это существенно упрощало вход в поворот, особенно на склоне.

Если припомнить геометрические параметры современных лыж, то лыжи Норхейма примерно соответствуют универсальным лыжам All mountain. 

Веками в Европе лыжи вырезали из ясеня, прочного и упругого. (Кстати, этот сорт древесины и сейчас нередко применяют для производства деревянных сердечников горных лыж).

В 1880-х лыжи впервые стали делать из суперпрочного и при этом гибкого дерева гикори, растущего в Северной Америке.

Комплект лыжного снаряжения конца XIX века / © Фото из архива «ТРБ Групп»

Первые двухслойные лыжи были разработаны в Норвегии в 1893 году. Мастер Х. М. Христиансен использовал для них разные породы дерева. Жесткая основа из гикори или ясеня в сочетании с елью или липой делала лыжи более легкими и упругими. Такая технология оказалась эффективной и быстро распространилась среди других мастеров, став отправной точкой в производстве лыж многослойных конструкций.

Металлический кант, который позволяет лыжам не скользить на заледеневшем снегу и четко входить в повороты, был запатентован в 1926 году. Его изобрел бухгалтер из Австрии Рудольф Леттнер.

Горные лыжи сегодня: высокотехнологичный «бутерброд»

Сегодня все разновидности горных лыж производят из различных материалов, расположенных в несколько слоев.

«Одна из неотъемлемых характеристик лыж — это то, как ты их ощущаешь, — рассказывает профессиональный лыжник Мэтт Стербенц, основатель известного американского бренда 4FRNT Skis. —  Это чувство лыж в конечном счете является результатом взаимодействия тех материалов, которые использованы в конструкции».

Российские лыжи и сноуборды производятся по технологии «сендвич», где композитные материалы помещают с двух сторон от деревянного сердечника, а сверху (top-sheet) и снизу («скользяк») наносят слои специальных пластиков.

Сердечник

Это главный слой, «сердце лыж». Именно от сердечника во многом зависят ощущения от катания. И это, пожалуй, единственная деталь современных горнолыжных снарядов, которую по-прежнему делают из старого доброго дерева.

Хотя и не всегда: в составе самых дешевых лыж нет дерева. Их сердечники делают из вспененного материала. Единственное преимущество таких лыж — легкость, но по всем остальным параметрам они существенно уступают спортивным снарядам, в состав которых входит качественная древесина и современные композитные материалы.

Единственный российский серийный производитель горных лыж и сноубордов «ТРБ Групп» использует для создания сердечников комбинацию бука и ясеня. Эти породы дерева высоко ценятся за прочность и упругость.

Рабочие наносят слой композитного материала на горные лыжи на заводе компании “ТРБ Групп” в городе Орел / © Фото из архива «ТРБ Групп»

Композитные слои

Стекловолокно

Хотя используемая в сердечнике древесина значительно влияет на стиль катания, все же индивидуальность лыжам придают те материалы, которые усиливают сердечник. В каждой лыже есть два основных композитных слоя —  сам материал, который фактически обеспечивает 50-80 процентов общей жесткости лыжи, и эпоксидная смола, удерживающая всю конструкцию.

Производители лыж чаще всего используют в качестве композита стекловолокно, но в последнее десятилетие на рынке спортивного снаряжения появились инновационные материалы, которые применяют в авиастроении и оборонной промышленности.

Так, российский производитель горных лыж «ТРБ Групп» использует кевлар, карбон и угле-армидный микс (сочетание карбоновых и кевларовых нитей в одной ткани), эти материалы изготавливаются на оборонных заводах.

Толщина и форма слоев композита может быть разной. Материал может быть нанесен не на всю поверхность снаряда, а на отдельные части (на нос, хвост базу, или, например, в районе креплений горнолыжных ботинок), за счет этого можно добиться различных характеристик лыж и сноубордов.

Наличие высокотехнологичных композитов в составе спортивного снаряда позволяет решать разные задачи: обеспечивает большую жесткость, гасит вибрацию, дает более высокую торсионную жесткость (устойчивость к скручиванию) и более быстрый возврат горных лыж или сноубордов в исходную форму после исполнение трюка или разворота. Эти характеристики становятся все более важными с ростом мастерства райдера, но даже любитель почувствует разницу при катании.

Эпоксидные компаунды

При производстве горных лыж очень важно, какие именно слои мы склеиваем, но не менее важно, с помощью чего происходит соединение частей. Если нарушить технологию, слои распадутся от нагрузок.

Для производства горнолыжного инвентаря необходимо использовать профессиональные составы. До недавнего времени они производились только в Европе и США. Клей — один из самых дорогих компонентов в производстве горных лыж, если считать по цене за килограмм.

«Еще в 2016 „ТРБ Групп” начала разработку собственной формулы эпоксидных компаундов для склейки слоев горнолыжного спортивного инвентаря, — рассказывает Никита Рябин, руководитель единственной российский компании по серийному производству горных лыж и сноубордов „ТРБ Групп”. — Первые российские образцы, изготовленные по результатам исследований, были запущены в производство в 2017 году. Сейчас в линейке „ТРБ Групп” несколько типов составов, которые изготавливаются по собственным формулам. Высококачественный российский клей дешевле иностранных аналогов в 10 раз!»

Финальная шлифовка скользящей поверхности горных лыж на заводе “ТРБ Групп” в Орле. Этот же станок производит и заточку металлического канта с точностью до десятых долей градуса / © Фото из архива «ТРБ Групп»

Материал базы («скользяк»)

Различные виды пластиков начали использовать для производства скользящих поверхностей горных лыж уже с конца 1940-х годов. Сейчас самым лучшим материалом для «скользяка» считается сверхвысокомолекулярный полиэтилен (СВМПЭ). За счет высокой молекулярной плотности он идеально скользит, отлично гнется, устойчив к повреждениям и хорошо впитывает парафин.

Но для производства спортивных снарядов подходит далеко не любой СВМПЭ. Этот материал довольно широко используется в промышленности, но для производства горного снаряжения нужна особая, уникальная модификация, у которой должны быть два важнейших свойства:

  • способность образовывать очень тонкий, но сверхпрочный слой толщиной 1-2 мм (ведь сноуборды и горные лыжи должны быть легкими и износостойкими),
  • способность к адгезии — приклеиванию.

Большинство модификаций СВМПЭ клеятся очень плохо. И только особый букет присадок (а также специальные методики физической обработки материала) позволяют обеспечить прочное сцепление «скользяка» и «сердечника» (внутренней части сноубордов или горных лыж).
Что касается физического воздействия на СВМПЭ, то российский производитель горных лыж «ТРБ Групп» разработал собственные уникальные техники с использованием огня, пескоструйной обработки и электрических разрядов («коронная обработка»).

Фактически в ходе этой обработки пластик жгут и бьют множеством молний, и все для того, чтобы разорвать многочисленные молекулярные связи в его верхнем слое и обеспечить ему таким образом возможнось соединяться с молекулами клея.

Сейчас СВМПЭ для экстремального спорта производят всего три завода в мире. Все они находятся в Европе и США, и российским производителям лыж приходится покупать сырье через посредников, по высокой цене. В связи с геополитической напряженностью приобретение нужных компонентов стало только сложнее.

Президент Федерации производителей спортивного инвентаря РФ Никита Рябин / © Фото из архива «ТРБ Групп»

«Научно-исследовательский центр „Нагрузка” в составе „ТРБ Групп” давно ведет исследования СВМПЭ, — рассказывает руководитель „ТРБ Групп”, директор НИЦ „Нагрузка”, президент Федерации производителей спортивного инвентаря РФ Никита Рябин. — За два года работы была создана и опробована собственная, российская формула СВМПЭ, которая идеально подходит для производства спортинвентаря. На 2022 год „ТРБ Групп” планирует запуск собственной линии экструдирования СВМПЭ, которая будет единственной в РФ. Этот проект будет играть важную роль в импортозамещении и поможет производить в стране высококачественные горные лыжи и сноуборды по привлекательным ценам.

Более того, СВМПЭ обладает высоким экспортным потенциалом —  его готовы покупать заводы спортинвентаря в Китае, ведь при более лояльной цене и более низких транспортных расходах СВМПЭ из РФ будет обладать высоким качеством, сравнимым с европейскими аналогами».

Top-sheet (верхнее покрытие)

Top-sheet защищает лыжи от влаги и служит «холстом» для полета художественной мысли производителей лыж.

Top-sheet качественных спортивных снарядов делается из особого abs-пластика, устойчивого к ультрафиолету.

Рисунок на top-sheet можно нанести тремя способами: трафаретной печатью, сублимацией и прямой цифровой печатью. При трафаретной печати краска наносится на шаблоны и буквально вдавливается в top-sheet. Сублимация похожа на временную татуировку, когда рисунок сначала печатается на сублимационной бумаге, а затем при нагревании переносится на верхнее покрытие лыжи.

При использовании прямой цифровой печати материал top-sheet загружается в специальный принтер, который печатает идеально четкое изображение сразу на top-sheet. Самые яркие и детальные изображения на поверхность досок можно нанести именно таким способом.

Так, в «ТРБ Групп» для создания картинки на top-sheet используют широкоформатный планшетный УФ-принтер размером 2,5 на 1,5 метра —  единственный в РФ образец оборудования такого класса.

По сравнению с печатью с помощью других технологий изображение получается более износостойким и художественным. Разница между ними примерно такая же, как между живописью и ксилографией.

К тому же на таком принтере легко изготавливать сноуборды и горные лыжи с индивидуальным дизайном, ведь под каждый дизайн не потребуется изготавливать трафареты и наносить цвета послойно. Оборудование просто наносит на пластик любое изображение, как ваш домашний принтер воспроизводит картинку на бумаге.

Боковая стенка (сайдвол)

Тонкая боковая грань горных лыж называется сайдволл. На нее приходится значительная нагрузка, ведь именно она принимает на себя удары, контактирует с снегом, льдом, водой и паром.

Для ее укрепления используются различные технологии. Популярным решением в последние годы стало укрепление сайдвола полиуретаном, это прочный и гибкий материал.

Кроме полиуретана, компания «ТРБ Групп» использует для укрепления сайдволла древесину лиственницы.

«Лиственница — наш российский козырь, — поясняет Никита Рябин. — Это дерево очень высоко ценится мировыми производителями спортивных снарядов за прочность, легкость и практически нулевую гигроскопичность. У нас есть возможность использовать этот элитный материал даже в моделях, предназначенных для массмаркета. К сожалению, Россия технологически не готова к производству горнолыжных снарядов для профессионального спорта. Но это одна из важных задач для развития, которые ставят перед собой российские наука и промышленность, и в том числе и наша компания».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Вчера, 13:05
Ольга Иванова

Новые автомобили известных брендов, купленные за последние несколько лет, оказались в два раза менее качественными, чем те, что были приобретены в 2010 году. И в будущем ситуация будет только хуже. К такому выводу пришли исследователи из США, которые также оценили марки машин по их надежности, составив рейтинг — от более к менее качественным автомобилям.

Вчера, 19:23
Полина

Распространено мнение, что, чтобы справиться с гневом, необходимо дать волю негативным эмоциям. Исследователи из США доказали, что такой метод не позволяет снизить уровень агрессии.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Позавчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: