Самое примитивное животное на свете — Naked ScienceNaked Science
22.05.2015, 19:15
Naked Science

Самое примитивное животное на свете

Самые примитивные животные на свете - губки и трихоплакс.

2012741054281277801
Трихоплакс / ©Flickr

В 2006 году ученые из США и Германии прочли маленькую, но весьма информативную часть генома трихоплакса – митохондриальную хромосому. Выяснилось, что митохондриальный геном животного по своему строению занимает промежуточное положение между хоанофлагеллятами (ближайшими родственниками животных) и всеми остальными животными (в том числе губками и кишечнополостными).

Это, с одной стороны, подтвердило догадки многих ученых, что трихоплакс является самым примитивным животным из всех ныне существующих. «Он, безусловно, не является упростившимся потомком губок или кишечнополостных, чьи митохондриальные геномы сохранили гораздо меньше примитивных черт, – пишет в своей книге «Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы» известный биолог, популяризатор науки Александр Марков. – Простота организации трихоплакса первична. Объясняется она тем, что из всех многочисленных и разнообразных потомков «общего предка всех животных» трихоплакс изменился меньше всех».

Трихоплакс / ©Flickr

Тем не менее делать окончательные выводы еще рано. Чуть позже был прочтен и ядерный (основной) геном трихоплакса. И результаты этого исследования заставили усомниться в выводах, сделанных на основе митохондриального генома этого странного создания, поскольку в его ядерном геноме оказалось меньше примитивных черт, чем у губок. Таким образом, губки вновь претендуют на роль примитивнейшего животного современности, несмотря на то, что самые примитивные митохондрии сохранились все-таки у трихоплакса.

Губки / ©Flickr

У губок нет настоящих тканей, нет зародышевых листков (слоев тела зародыша многоклеточных животных, дающих начало разным органам и тканям), нет нервной, мышечной, пищеварительной систем и, конечно, собственного скелета. Последний представлен различными белковыми и минеральными структурами. Размножение – как половое, так и бесполое. Форма тела губок бывает бокаловидной, чашевидной и древообразной. На сегодняшний день описано примерно 8 тыс. видов этих животных. Ископаемые же формы известны с докембрия (650-800 млн лет назад).

Губки / ©Flickr

Именно губки противопоставляются всем остальным животным – как называют последних, «настоящим многоклеточным животным» (Eumetazoa).

Частная компания Laros планирует осуществить запуск первого в России многоразового носителя в следующем году.