16.11.2021
18 370

Врачи заявили о втором в истории случае излечения от ВИЧ без лекарств

6.4

Медики рассказали о 30-летней пациентке из Аргентины — втором человеке, которому удалось победить страшную болезнь без какой-либо терапии.

Врачи заявили о втором в истории случае излечения от ВИЧ без лекарств / ©Getty images

Первым человеком, вылечившимся от ВИЧ, считается американец Тимоти Рэй Браун. Страшный диагноз мужчине поставили в 1995 году, во время его учебы в Берлине, отчего он получил прозвище «берлинский пациент». В 2007 году Браун прошел трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток. Из 60 доноров врачи выбрали человека с двумя генетическими копиями редкого варианта клеточного рецептора, которые придают устойчивость к ВИЧ-инфекции, блокируя прикрепление вируса к клетке.

Лечение принесло результат: через три года после трансплантации, несмотря на прекращение антиретровирусной терапии, ВИЧ в крови Брауна и анализах на биопсию выявить не удалось. Уровни ВИЧ-специфических антител в его крови тоже снизились: это указывало на то, что функциональный ВИЧ, возможно, исчез из организма. Увы, в 2019 году у мужчины произошел рецидив рака крови, в конце сентября 2020-го у него диагностировали последнюю стадию заболевания, отчего он и умер.

После Тимоти Рэя Брауна ученые заявляли о нескольких других случаях излечения от ВИЧ. Одним из таких счастливчиков стал британец Адам Кастильхео, переживший пересадку стволовых клеток костного мозга. О третьем случае — где победить болезнь удалось медикаментозно (но без пересадки стволовых клеток) — мы писали здесь, он не до конца подтвержден. Все вышеназванные пациенты тем не менее проходили какое-то лечение.

Международная команда ученых, куда вошли специалисты из Массачусетского технологического института (США) заявили о втором случае избавления от ВИЧ без терапии и опубликовали результаты своего исследования в журнале Annals of Internal Medicine.

Считается, что такой же случай «чудесного исцеления» без приема лекарств был зарегистрирован в 2020 году в США у 67-летней пациентки Лорин Вилленберг. На этот раз нечто подобное, похоже, произошло с 30-летней женщиной из аргентинского города Эсперанса. Фамилию и имя счастливицы врачи по обыкновению пока не называют, но говорят о том, что аргентинка узнала о своем диагнозе в 2013 году.

В первые восемь лет она просто жила с этой болезнью, не получая никакой терапии, кроме шести месяцев во время беременности. По мнению медиков, организм женщины смог сам побороть опасное заболевание. Более чем в полутора миллиардах клеток крови и тканей пациентки не было обнаружено признаков ВИЧ.

Ученые считают, что этот случай может дать надежду примерно 38 миллионам человек во всем мире, живущим с диагнозом ВИЧ. Сейчас врачи намерены выяснить, как именно организм пациентки из Аргентины смог избавиться от вируса.