29.08.2019
Денис Гордеев
18 245

Воспаление может разбудить смертельную болезнь легких

Ученые из Медицинской школы Стэнфордского университета выяснили, что к смертельной легочной гипертензии может приводить обычное воспаление.

5x15-unfaithful-promo-pics-house-md-3778865-1822-1300

Легочная гипертензия — заболевание, при котором прогрессирует повышение сопротивления в сосудах легких. Прогноз при этом неблагоприятный: диагностированные пациенты страдают от стенокардии, одышки, утомляемости, отеков и обмороков и, как правило, умирают через несколько лет. Смертельный вид легочной гипертензии связан с наследственностью: у пациентов, страдающих им, мутирован ген BMPR2. При этом 80% людей, имеющих эту мутацию, проживают всю жизнь, так и не заболев, то есть болезнь «спит».

В статье, опубликованной в Circulation, исследователи рассмотрели механизм активации этого заболевания: что приводит к тому, что оно «просыпается»? Основываясь на более ранних работах о механизмах легочных воспалений, ученые предположили, что болезнь стартует, если есть два последовательно наступивших условия. Первое — наследственная предрасположенность, второе — попадание в организм фермента, вызывающего воспаление в тканях легких.

Для проверки гипотезы авторы работы вывели линию подопытных крыс с мутацией в гене BMPR2. Выяснилось, что в обычных условиях животные нормально себя чувствовали и не заболевали. Затем их инфицировали вирусом, содержащим фермент 5LO, который вызывает временное воспаление легких. У здоровых людей (и немутированных крыс) это относительно недолгое заболевание, проходящее за пару недель. А у крыс с мутацией оно вызвало хроническое легочное воспаление с повреждением сосудов и впоследствии легочную гипертензию.

«Этот тип воспаления обычно недолговечен. Но у этих [мутированных] крыс, даже после того, как впрыснутый вирус умер, продолжалось повреждение эндотелиальных клеток слизистой оболочки кровеносных сосудов. Клетки уподобляются решету, и воспаление продолжает распространяться», — резюмирует Эми Тиан, ведущий автор исследования. Ученые отмечают, что такая двухступенчатость заболеваний нуждается в изучении. Каждый новый «удар», получаемый организмом, может непредсказуемо комбинироваться с чем-то из прошлого или, как в случае с гипертензией, наследственным фактором. «Это важное исследование для понимания того, как «вторые удары» могут сделать смертельно опасными генетические мутации», — говорит старший автор работы Марк Николлс.

Сейчас нет лекарств, которые могли бы помочь больным легочной гипертензией, а применяемые препараты способны только облегчить симптомы и отсрочить летальный исход. Поэтому параллельно с поиском препаратов для лечения важно понять, как стартует болезнь, — это может помочь в профилактике. Фермент, который активирует гипертензию, несложно «подцепить», если не беречься: астма, воспаления дыхательных путей на высокогорье, сильный грипп, вирусные или бактериальные инфекции. Людям с мутацией в гене BMPR2 знание об имеющихся ограничениях и разумная осторожность могут спасти жизнь.