Заразный рак собак — Naked Science

Заразный рак собак

Ученые заглянули в историю странной формы собачьего рака: он передается половым путем и может превратиться в глобальную пандемию.

8243706424_abf69bd4e7_b

Секвенирование генома клеток злокачественной опухоли собак показало, что эта необычная заразная форма рака появилась еще 11 тыс. лет назад и стала распространяться по миру в эпоху Великих географических открытий.

Трансмиссивная венерическая саркома собаки (Canine transmissible venereal tumour, CTVT) поражает половые органы животных и передается половым путем вместе с опухолевыми клетками. «Это древнейшая из известных нам постоянно существующих форм рака, ? говорит британская исследовательница Элизабет Марчисон (Elizabeth Murchison). ? Просто удивительно, что она сумела сохраниться такое длительное время и распространиться по всему миру».

В норме чужие клетки, попавшие в организм, быстро распознаются иммунной системой и уничтожаются, однако мутировавшие клетки злокачественной опухоли используют целый ряд хитростей, позволяющих им уйти из-под удара. Еще в 1876 году российский ветеринар М.А. Новинский обнаружил, что при пересадке опухолевых клеток, собранных с половых органов больных собак, они успешно избегают атаки иммунной системы нового хозяина и продолжают распространяться в нем. Это одна из форм редчайшего трансмиссивного (заразного) вида злокачественных опухолей ? другой известный пример их являет лицевая опухоль тасманского дьявола.

По сути, опухолевые клетки CTVT можно рассматривать уже как отдельно существующий вид паразитов, несущих геном, сильно мутировавший в сравнении с изначальным геномом собаки. Даже число хромосом у них иное. Чтобы разобраться в эволюции этого странного заболевания, Элизабет Марчисон и ее коллеги получили два образца опухолевых клеток CTVT, максимально далеких друг от друга. Первый образец был взят на севере Австралии, у полудикой собаки, жившей в одном аборигенском племени. Второй ? у породистого кокер-спаниеля из Бразилии.

Установив последовательность их геномов, исследователи попробовали установить, как могла выглядеть исходная клетка-прародительница необычного заболевания. Прежде ученые не смогли понять даже у кого она появилась ? уже у собак, или еще у волков. Марчисон же и ее команда уверены: злосчастное событие случилось в далекой древности со вполне нормальной собакой средних или крупных размеров.

Геномы двух образцов CTVT оказались довольно похожи друг на друга, и ученые полагают, что их последний общий предок существовал всего 460 лет назад. Из этого они делают вывод, что, появившись, рак долгое время существовал в какой-то изолированной популяции собак, пока какое-то событие примерно полтысячи лет назад не позволило ему распространиться гораздо шире. К слову, именно на то время приходится начало активных попыток человека вывести новые породы.

Установлено, что геном клеток CTVT накопил аж 1,9 млн мутаций ? даже для опухоли это астрономическая цифра: у клеток обычных форм человеческого рака мутаций набирается максимум несколько тысяч, а у клеток лицевой опухоли тасманского дьявола ? около 20 тыс. Осталось разобраться, зачем им это понадобилось и как эти мутации обеспечивают странному раку его поразительную выживаемость и, конечно, заразность.