29.10.2019
Никита Шевцов
11 384

Уменьшение размера мозга связали с пристрастием к алкоголю

Новые исследования бросают вызов традиционным представлениям о связи между употреблением алкоголя и размером мозга.

Размер мозга связали с алкогольной зависимостью

В течение многих лет исследователи считали, что потребление алкоголя связано с уменьшением объема мозга, и пытались разгадать механизм такого пагубного влияния спиртных напитков. Но новая работа переворачивает эту теорию с ног на голову, предполагая, что снижение объема мозга может быть генетически обусловленным фактором риска развития алкогольной зависимости.

Исследование, недавно опубликованное в журнале Biological Psychiatry, базируется на лонгитюдных и семейных данных из трех независимых работ по визуализации мозга. В одном из них сравнивался мозг близнецов, один из которых был алкоголиком, в другом анализировался мозг детей, которые никогда не употребляли спиртного, а в третьем проводился анализ экспрессии генов в мозговой ткани после смерти людей с алкогольной зависимостью и без нее.

В результате ученые выяснили, что существуют генетические факторы, которые в итоге приводят к уменьшению размера мозга и развитию алкогольной зависимости. По словам ученых, согласно их работе, размер мозга может быть хорошим маркером степени риска развития алкоголизма в будущем. Конечно, гораздо большую роль здесь играют факторы среды, и это необходимо учитывать. Кроме того, ученые не опровергают обратную гипотезу о том, что зависимость от спиртного может привести к уменьшению размеров мозга.

Анализ изображений головного мозга и исследований близнецов, охватывающих период от детства до зрелого возраста, выявил генетически обусловленные сокращения объема серого вещества в лобной коре и островках, которые, в свою очередь, были индикаторами будущего развития пристрастия к спиртному.

Для дальнейшего подтверждения генетической связи между более низкими объемами мозга и потреблением алкоголя группа изучила данные от родных одно- и двуяйцевых близнецов с различной историей потребления алкоголя. Оказалось, один из двуяйцевых близнецов, который пил больше, имел более низкие объемы серого вещества. Интересно, что исследование не обнаружило различий в объеме серого вещества в мозге однояйцевых братьев и сестер, где один пил больше другого, но они оба выглядели сильно пьющими. Этот вывод дает дополнительные доказательства того, что более низкий объем серого вещества является уже существующим фактором уязвимости, связанным с возможностью злоупотребления алкоголем.