11 января
Мария Осетрова
2 014

Т-клетки памяти, полученные во время простуды, защищают и от SARS-CoV-2

8.0

Исследователи из Великобритании обнаружили в крови людей, не заразившихся после контакта с коронавирусом SARS-CoV-2, более высокие уровни Т-клеток памяти, выработанных при заражении другими коронавирусами во время простуды. Обнаруженные с их помощью мишени могут стать основой для вакцины нового поколения.

© G Morel / Flickr

Одна из вероятных судеб, которую ученые предрекают коронавирусу SARS-CoV-2, — стать эндемичным, как и другие известные на сегодня четыре коронавируса человека: OC43, HKU1, 229E и NL-63. Эндемичными коронавирусы, как правило, поддерживают некоторый пул носителей в одном регионе, имеют сезонность и отвечают за 15-30% случаев респираторных заболеваний у детей и взрослых. Ранее было показано, что Т-клетки, индуцированные другими коронавирусами, могут распознавать SARS-CoV-2. В новой работе ученые из Имперского колледжа Лондона выяснили, что присутствие этих Т-клеток в организме при контакте с возбудителем Covid-19 влияет на риск заражения.

Исследование началось в сентябре 2020 года, когда большинство людей в Великобритании еще не были ни инфицированы, ни вакцинированы против SARS-CoV-2. В выборку вошли 52 человека, которые жили с кем-то с подтвержденным ПЦР коронавирусным заболеванием и, следовательно, подверглись воздействию вируса. Участники сделали ПЦР-тесты сразу после обнаружения вируса у кого-то в домохозяйстве, а также через четыре и семь дней, чтобы определить, развилась ли у них инфекция.

Через один-шесть дней после контакта с вирусом у участников исследования брали образцы крови и определяли уровни кросс-реактивных Т-клеток, индуцированных предыдущими простудными коронавирусными инфекциями, которые также распознают белки SARS-CoV-2.

Оказалось, уровень этих перекрестно-реактивных Т-клеток был статистически значимо выше у 26 человек, которые не заразились, по сравнению с остальными двумя участниками исследования, у которых результат ПЦР-теста был положительным после инкубационного периода. Примечательно, что это оказалось справедливо только для Т-клеток, специфичных для внутренних белков клетки, но не спайк-белка, на которые «нацелены» многие вакцины против Covid-19.

Таким образом, эти внутренние белки предлагают новую мишенью для вакцины, способной обеспечить более длительную защиту, поскольку иммунный ответ Т-клеток памяти сохраняется дольше, чем антительный. Это дает шанс создать универсальную вакцину второго поколения, которая может предотвратить заражение уже существующими и будущими вариантами SARS-CoV-2, включая омикрон-штамм.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature Communications.

17 января