Специалисты установили, как пневмококк обходит иммунную защиту — Naked Science

Специалисты установили, как пневмококк обходит иммунную защиту

Ученые из Ливерпульского университета открыли новую важную функцию токсина, производимого болезнетворной бактерией. Это может иметь серьезные последствия для разработки вакцины.

streppneumoniae1

Streptococcus pneumoniae, или пневмококк — один из главных факторов возникновения опасных для жизни инвазивных болезней, включая пневмонию, сепсис и менингит. Также эта бактерия — причина более миллиона смертей ежегодно. Ключ к «успеху» ее болезнетворности заключен в мощном токсине пневмолизина, который создает «дыры» в мембранах человеческих клеток и либо убивает их напрямую, либо наносит серьезный вред тканям.

Ранее ученые считали, что действие пневмолизина заключено непосредственно в связывании токсина с холестерином в мембранах клетки. Однако новое исследование, опубликованное в журнале Nature Microbiology, показало, что пневмолизин может напрямую связываться с клеточным рецептором на специализированных иммунных клетках для подавления иммунной реакции.

Воспользовавшись специализированными экспериментами с человеческими и мышиными клетками в пробирках, команда продемонстрировала, что пневмолизин может напрямую связываться с рецептором клетки-хозяина, известным как маннозный рецептор типа C, 1 (MRC1), на иммунных клетках, включая макрофаги и дендритные клетки, из-за чего они производят меньше молекул, стимулирующих иммунную реакцию. Так как воспаление и активность иммунных клеток подавляются, бактериям проще выжить в дыхательных путях.

Структура токсина пневмолизина, состоящая из четырех частей, обозначенных разными цветами / © UoL

«Это действительно ключевой момент в нашем понимании того, как пневмококк вызывает болезни, — говорит профессор Арас Кадиоглу, проводивший исследование. — Во-первых, из-за опровержения давно устоявшейся догмы о том, что пневмолизин может связываться только с холестерином, определение рецептора для пневмолизина было святым Граалем  многие десятилетия, а во-вторых, из-за того, что оно изменяет наше понимание того, как пневмококк использует свой токсин для манипуляции и изменений иммунной реакции себе на пользу».

«Понимание того, как бактерии могут вызывать инфекцию посредством производства токсина, поможет ученым разработать новые методы борьбы с серьезными инфекционными заболеваниями, — объясняет соавтор исследования Дэниел Нейлл. — Несколько вакцин, находящихся сейчас в разработке, содержат обезвреженный пневмолизин, так что нам важно и дальше изучать, как новое описанное действие связывания с рецептором может повлиять на иммунную реакцию, вызванную такой вакцинацией».

Диеты, которые включают в себя голодание, как показал эксперимент ученых из Великобритании, способны навредить будущим поколениям. Это подтвердили на классическом модельном организме — червях, — но специалисты говорят, что данные возможно экстраполировать в будущем и на людей.

В условиях аукциона на первое место в суборбитальной капсуле Blue Origin нашли интересные подробности о требованиях к будущим астронавтам. Ради трех минут в невесомости космические туристы, например, должны быть способны пробежать семь лестничных пролетов менее чем за полторы минуты и просидеть полтора часа пристегнутыми к креслу и без возможности сходить в туалет.

Российские химики получили наноконтейнеры для лекарств из металлоорганического материала на основе циркония и терефталевой кислоты. Они могут долго удерживать препарат благодаря оптимальному размеру и пористости, а также нетоксичны. Свою разработку исследователи успешно протестировали на культуре клеток с применением лейцина — аминокислоты, которая не синтезируется в клетках животных и должна поступать извне.