Ученые рассказали о причинах «продленного» Covid-19 — Naked Science
04.11.2020
Денис Гордеев

Ученые рассказали о причинах «продленного» Covid-19

3.7

Аномальные клетки, в которых сохраняются вирусные гены, приводят к тому, что симптомы коронавирусной пневмонии не уходят месяцами.

Сохранение вирусной РНК в синцитиях может быть одной из причин длительного течения коронавирусной инфекции / CBC

Международная исследовательская группа провела работу, которая объясняет, почему некоторые пациенты с Covid-19 могут испытывать симптомы болезни — такие как тромбоз, одышка, потеря обоняние и вкусового восприятия — на протяжении многих месяцев. Статья об этом опубликована в eBioMedicine.

Исследователи изучили образцы тканей из органов 41 пациента, умерших от Covid-19 в Университетской больнице Триеста (Италия) с февраля по апрель 2020 года, в начале пандемии. Чтобы понять поведение вируса, были взяты образцы из легких, сердца, печени и почек погибших.

Биопсия ожидаемо показала обширное повреждение легких в большинстве случаев. Нормальная структура органов при этом нарушалась, и ткань превращалась в фиброзную (рубцовую). Вдобавок почти у 90% пациентов наблюдались две дополнительные характеристики, совершенно уникальные для Covid-19 по сравнению с другими видами вирусных пневмоний.

Во-первых, в большинстве образцов выявили сильный тромбоз (формирование сгустков крови в сосудах). Во-вторых, в легочной ткани обнаружили синцитии — относительно крупные многоядерные структуры, возникшие в результате слияния пораженных вирусом клеток.

Образцы тканей, в которых выявлены (А) повреждения альвеол, (В) следы воспалительных процессов, (С) РНК и шипиковый белок вируса SARS-CoV-2 / Giacca, Bussani, Zaccigna et al., eBioMedicine, 2020

Генетические исследования показали, что вирусные нуклеиновые кислоты очень долго сохраняются в этих синцитиях. Также вирусная РНК наблюдалась в клетках стенок кровеносных сосудов погибших. Присутствие этих инфицированных клеток способно вызвать серьезные структурные изменения, наблюдаемые в легких, которые сохраняются в течение нескольких недель или месяцев и в итоге могут объяснить продолжительное протекание Covid-19.

«Результаты показывают, что Covid-19 — не просто болезнь, вызванная смертью инфицированных вирусом клеток, но, вероятно, следствие существования этих аномальных клеток, сохраняющихся в течение длительного времени в легких», — говорит профессор Мауро Джакка, один из авторов работы.

Ученые планируют продолжить изучение того, как аномальные клеточные структуры влияют на течение коронавирусной пневмонии. Эти исследования могут помочь найти новые лекарственные препараты, препятствующие образованию синцитиев и тем самым облегчающие симптомы болезни.

На сегодняшний день в мире зарегистировано уже более 1,2 миллиона смертей от коронавирусной инфекции. 29 тысяч из них — в России; по этому показателю наша страна находится на 13 месте среди всех государств мира.

Ранее мы писали о том, что Денис Проценко, главврач больницы в Коммунарке, опроверг связь между смертностью от Covid-19 и группой крови, а математическое моделирование, проведенное учеными из США, показало, сколько жизней удастся спасти благодаря ношению масок.