Медики подтвердили способность коронавируса проникать в мозг — Naked Science

Медики подтвердили способность коронавируса проникать в мозг

5.4

В ходе вскрытия пациентов, скончавшихся от Covid-19, у половины из них вирус был обнаружен в центральной нервной системе.

Срез мозжечка мыши
Срез мозжечка мыши / ©Thomas Deerinck, National Center for Microscopy and Imaging Research, University of California, San Diego

Вскрытие показало, что более чем у половины пациентов, скончавшихся от Covid-19, вирус обнаруживается в тканях мозга: это свидетельствует о его высокой способности проникать в центральную нервную систему. Вместе с тем патологические изменения здесь не слишком велики. Об этом рассказывается в новой статье, которую команда профессора Университетской клиники Гамбург-Эппендорф Маркуса Глатцеля (Markus Glatzel) опубликовала в журнале Lancet Neurology.

Авторы провели аутопсию 43 пациентам гамбургских клиник, умерших от Covid-19 в марте-апреле 2020 года, при среднем возрасте 76 лет. Отмечается, что практически у всех (93 процента) инфекция развилась на фоне существовавших хронических болезней — как правило, сердечно-сосудистой и респираторной систем. 74 процента скончались в больницах, причиной смерти врачи назвали вирусную пневмонию, вызванную Covid-19.

В ходе вскрытия и анализа тканей центральной нервной системы вирусная РНК или вирусные белки выделялись у 53 процентов погибших, а у восьми удалось идентифицировать и белки, и РНК. Следы SARS-CoV-2 обнаружились в клетках ствола мозга и отходящих от него нейронах. По-видимому, вирус может проникать в ЦНС через блуждающий нерв, который связывает мозг с целым рядом органов, включая легкие, кишечник и носоглотку.

У всех пациентов в той или иной степени наблюдался астроглиоз — аномальное разрастание поддерживающих клеток нервной ткани, астроцитов. У некоторых отмечались и другие изменения, которые иногда могут вести к невропатологическим осложнениям. Однако, по словам профессора Глатцеля, эти процессы скорее связаны с нейроиммунными реакциями защищающегося организма, а не с разрушительным действием самого вируса. Похоже, SARS-CoV-2 не наносит тканям ЦНС прямого поражения и не ведет к развитию полноценного вирусного энцефалита.