26.06.2023
Анна Новиковская
1 480

Физкультура ударила в корни диабета

5.5

Как физические упражнения, так и строгая диета могут помочь людям с предрасположенностью к диабету взять под контроль содержание сахара в крови. Но международная группа исследователей утверждает, что для лучшего результата нужно сочетание и того, и другого.

Правильное питание и умеренная физическая нагрузка полезны — и не только для потенциальных диабетиков / © health.harvard.edu / Автор: Euclio Drusus

Недостаточная чувствительность к инсулину обычно связана с ожирением. Как показали предыдущие исследования, сочетание упражнений с диетой может привести к улучшению здоровья у людей с ожирением, что выражается в увеличении потери веса и улучшении состояния сердца.

Однако ученые до сих пор не установили связь между этим сочетанием и чувствительностью к инсулину. Между тем это ключевой фактор: если вес падает, но инсулинорезистентность остается, получается, лечится лишь симптом заболевания, а не его ключевая часть.

Изучая, как диета и физические упражнения влияют на инсулинорезистентность организма, группа исследователей из Японии и США обнаружила, что у людей с ожирением и преддиабетом, соблюдавших диету и регулярно поддерживавших физическую активность, чувствительность к инсулину возросла сильнее, чем у людей, следивших только за питанием. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Metabolism.

Исследование разработали таким образом, чтобы все 16 участников потеряли 10 процентов от общей массы тела в течение 18-21 недели, что позволило оценить влияние именно подхода, а не индивидуальной массы тела. Одна группа участников (четверо мужчин и четверо женщин) соблюдали только диету, основанную на растительных ингредиентах с низким содержанием жиров, натрия и рафинированных углеводов и с высоким содержанием сложных углеводов (мясо в ней тоже присутствовало, но на втором плане). Во второй группе — двое мужчин и шесть женщин — люди сочетали такую же диету с физическими упражнениями, которые включали шесть одночасовых занятий в неделю, в том числе микс аэробных упражнений, высокоинтенсивных интервальных тренировок и тренировок с отягощениями.

Согласно полученным результатам, после 10-процентной потери веса у всех участников эксперимента в обеих группах чувствительность к инсулину улучшилась, но во второй группе повышение было в два-четыре раза больше, чем в первой.

Конечно, у этого исследования есть ряд ограничений — например, не был оценен эффект различных диет и типов упражнений, поскольку участники из второй группы питались и занимались одинаково. Но в целом результаты убедительно доказывают, что физическая активность и низкокалорийная диета приводят к намного лучшему контролю уровня глюкозы, чем только диета.

Таким образом, заключили исследователи, для эффективной борьбы с ожирением и преддиабетом лучше не только ограничивать себя в еде, но и давать нагрузку скелетной мускулатуре. Также разработчикам программ по снижению веса стоит обязательно включать в них физические упражнения, чтобы максимизировать их положительное влияние на человеческое здоровье.