31.01.2023
1 328

Добавление молока в кофе делает его полезнее

5.2

Небольшое количество молока может усиливать противовоспалительные эффекты кофе. «Молочные» белки связываются с «кофейными» полифенолами, повышая их антиоксидантное действие и ослабляя воспалительные процессы.

©Ann HS, Flickr / Автор: Татьяна Соловьёва

Влияние кофе на организм сложно, разнообразно и активно исследуется. Ученые уже развеяли некоторые распространенные мифы, связанные с потреблением кофе, показав, что он не повышает ни риск развития аритмии, ни производительность труда. А ученые из Копенгагенского университета заинтересовались влиянием молока на некоторые полезные свойства напитка. Их статьи (1, 2) опубликованы в журналах Food Chemistry и Journal of Agricultural and Food Chemistry.

Марианна Лунд (Marianne Lund) и ее коллеги занялись изучением полифенолов — широкого класса соединений, к которым относятся многие растительные пигменты и биологически активные вещества. Они применяются и в пищевой промышленности в качестве естественных красителей и консервантов. Полифенолы полезны и для человека: их антиоксидантное действие ослабляет воспалительные процессы.

Полифенолы содержатся во многих пищевых продуктах, в том числе в кофе. К ним относится и кофейная кислота (CA), и ее производные, включая хлорогеновую кислоту (CGA). Для начала было показано, что они легко вступают во взаимодействие с аминокислотными остатками цистеина (Cys), которыми богаты содержащиеся в молоке белки, образуя комплексы CA-Cys и CGA-Cys. Однако биологическое действие этих соединений до сих пор не изучалось. Такую работу и провела команда Марианны Лунд.

В следующей серии экспериментов исследователи рассмотрели влияние CA-Cys и CGA-Cys на поведение иммунных клеток. В клеточной культуре макрофагов, которую выращивали in vitro, «в пробирке», ученые искусственно вызывали воспаление, после чего обрабатывали либо полифенолами, либо их комплексами с белками. Опыты показали, что противовоспалительное действие комплексов вдвое выше, чем полифенолов самих по себе.

Авторы работы подчеркивают, что эти эффекты наверняка не ограничиваются одним кофе с молоком. Полифенолами богаты фрукты и многие другие продукты, и при добавлении молока в них должны формироваться аналогичные комплексы. Впрочем, их положительное влияние пока продемонстрировано лишь на клетках.

Показать его на животных и людях еще предстоит. Тем не менее Лунд и ее коллеги уверены, что с доказательствами проблем не будет. «Полифенолы плохо всасываются телом, — сказала ученая, — поэтому инкапсуляция в структуры белков может усиливать их поступление в организм».