Коллективизм оказался несовместим с фактчекингом

Американские ученые показали, что присутствие других людей может снижать мотивацию интернет-пользователей к самостоятельной проверке достоверности информации.

3 150

Выбор редакции

В соответствии с концепцией Фридриха Энгельса, рост общего количества информации должен отражаться на ее качестве. Примером такого влияния служит проблема верификации новостей. Так, Фейсбук после президентской кампании в США 2016 года работает над алгоритмом автоматической оценки достоверности публикаций сторонних СМИ. При этом, за исключением самостоятельного изучения, интернет-пользователи не имеют надежных методов такой проверки. Поэтому ученых интересуют факторы, которые могут мешать читателям в выявлении фактических искажений. В новой работе сотрудники Колумбийского университета изучили связь способности к верификации с социальным контекстом.

 

Хорошо известно, что на поведение человека может воздействовать само присутствие других людей, в том числе воображаемое. Например, при выполнении несложных коллективных действий некоторые члены группы бывают более склонны к пассивности, чем другие, стремясь скрыться на фоне других, тогда как в рамках активных форм взаимодействия (таких как мозговой штурм) они, напротив, чрезмерно инициативны. Чтобы выяснить, как социальное окружение влияет на доверчивость, авторы провели серию экспериментов. Участие в работе приняли 2236 пользователей краудсорсинговой платформы Amazon Mechanical Turk (MTurk). Базовый сценарий требовал от них чтения новостных заголовков или утверждений и их верификации.

 

Частота пометок о необходимости верификации в зависимости от социального окружения и симулятора платформы, на которой просматривались материалы / ©Youjung Jun et al., PNAS, 2017

Частота пометок о необходимости верификации в зависимости от социального окружения и симулятора платформы, на которой просматривались материалы / ©Youjung Jun et al., PNAS, 2017

 

В случае сомнения в достоверности материала респонденты могли отнести его к ложным или пометить «флажком» — это позволяло узнать статус новости по завершении сессии. В зависимости от точности ответов пользователи получали -1, 0 («флажок») или 1 балл. Ключевой переменной во всех испытаниях выступал эффект присутствия других испытуемых. В частности, дизайн одного эксперимента позволял некоторым участникам видеть оценки остальных до принятия решения, тогда как контрольная группа находилась в «социальной изоляции». Кроме того, отдельные сессии предусматривали вознаграждение за верный ответ или за самостоятельный поиск фактов, подтверждающих написанное.

 

Метаанализ показал, что наименьшую склонность к сомнениям проявили пользователи, которые могли соотнести мнение с групповым. Любопытно, что степень уверенности в выборе при этом слабо зависела от окружения, а чувство причастности к группе не было связано только с доверием или скептицизмом. По мнению авторов, свою роль в результатах могли сыграть условия испытаний. Согласно инструкции, участие в работе было анонимным — это, вероятно, освобождало добровольцев от ответственности за отказ от самостоятельной проверки. В то же время, несмотря на физическое отсутствие группы, многие из них оказались подвержены социальному давлению и пассивному восприятию информации.

 

Подробности работы представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.


Ранее международная группа исследователей выяснила, что воздействие СМИ на агрессивность человека в последнее время увеличивается вне зависимости от культур.

3 150

Подпишись на нашу рассылку лучших статей и получи журнал бесплатно!


Комментарии
Аватар пользователя Илья Ведмеденко
9 ч
Они и не стали. В материале ясно говорится: лучшими из...
Аватар пользователя Павел Коваленко
11 ч
Интересно, а с каких пор европейские самолёты стали...
Аватар пользователя Anton Chigurh
Вчера
Только кровь девственниц, только хардкор!
Комментарии

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <iframe> <embed> <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Comment text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br/>

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку