LIVE: Первый запуск индийской ракеты-носителя GSLV Mark III — Naked Science

LIVE: Первый запуск индийской ракеты-носителя GSLV Mark III

Индийская организация космических исследований (ISRO) 5 июня проведет первый запуск ракеты-носителя GSLV Mark III. Начало трансляции в 14:58 по московскому времени.

thefullyintegratedgslv-mkiii-d1carryinggsat-19atthesecondlaunchpad-anotherview

GSLV Mark III (LVM3) представляет собой двухступенчатую ракету-носитель среднего класса, разработку которой ISRO вела с 2000 года. Предполагается, что третья версия GSLV послужит альтернативой более легким аналогам (ASLV, PSLV) и позволит снизить зависимость Индии от иностранных ракет для вывода тяжелых грузов на орбиту. При стартовой массе 644 750 килограммов GSLV рассчитана на несение полезной нагрузки массой до восьми тонн. Помимо запусков коммерческих и научно-исследовательских аппаратов на низкую опорную и геопереходную орбиты ее, после модификации, планируется использовать в пилотируемых миссиях. Первые суборбитальные испытания ракеты прошли 18 декабря 2014 года.

LVM3 состоит из центрального блока и двух боковых твердотопливных ускорителей S200. Последние отличаются рекордными размерами, которые уступают только американским «Шаттлам» и европейским Ariane 5: высота — 25 метров, объем — 207 тонн топлива на полибутадиене с концевыми гидроксильными группами (HTPB). Твердотопливные ускорители обеспечивают запуск носителя, двигатели первой ступени зажигаются только спустя 110 секунд. Первая ступень ракеты оснащена двумя жидкостными двигателями Vikas с тягой до 1598 килоньютонов в вакууме. Верхняя ступень является увеличенной версией третьей ступени GSLV Mark II. На нее установлен один криогенный двигатель CE-20 с тягой 186 килоньютонов.

Технические характеристики индийских ракет-носителей / ©ISRO

В рамках новой миссии GSLV Mark III выведет на геостационарную орбиту экспериментальный спутник ISRO GSAT-19E. Аппарат построен на модульной платформе I-3K и оборудован спектрометром GRASP для изучения заряженных частиц, четырьмя высокоскоростными транспондерами Ka— и Ku-диапазонов. Кроме того, для проведения исследований GSAT-19E имеет радиочастотные усилители C-диапазона и волоконно-оптический гироскоп. Маневрирование на орбите будет осуществляться с помощью ионных двигателей. Масса спутника составляет 3136 килограммов — к настоящему времени это максимальный показатель для индийских космодромов. После старта он займет точку стояния 74 градуса восточной долготы.

Первый успешный орбитальный запуск Индия совершила в июле 1980 года, когда четырехступенчатая ракета-носитель SLV (Satellite Launch Vehicle) вывела в космос экспериментальный спутник RS-1. Длина SLV составляла всего 22 метра, стартовая масса — 17 тонн, она могла нести полезную нагрузку массой до 40 килограммов. Для увеличения грузоподъемности (до 150 килограммов) ISRO построила на базе SLV пятиступенчатую версию носителя с двумя твердотопливными ускорителями. Аппарат, получивший название ASLV, эксплуатировался в 1987–1994 годах. Новое поколение ракет, PSLV, впервые вышло на орбиту в 1993 году. Ракеты этого семейства могли нести до 3250 килограммов полезного груза.

Первый запуск GSLV Mark III состоится 5 июня на территории Космического центра имени Сатиша Дхавана на острове Шрихарикота. Старт назначен на 14:58 по московскому времени.