28.09.2020
1 555

В Испании обнаружили неизвестный погребальный ритуал эпохи неолита

4.8

Археологи из Севильского университета проанализировали два черепа и останки козы или овцы эпохи неолита, найденные в Испании. В результате ученые пришли к выводу, что столкнулись с интересным погребальным ритуалом, неизвестным ранее на Иберийском полуострове.

В Испании обнаружили неизвестный погребальный ритуал эпохи неолита / ©progress.online

Работа опубликована в журнале PLOS One. Захоронение обнаружили на юге страны, в пещере Куэва-де-ла-Дехесилья. Найденные черепа идентифицировали как мужской и женский (хотя авторы делают оговорку, что такое определение очень затруднено, поскольку отсутствуют тазовые кости), также археологи обнаружили останки молодого козленка либо овцы.

Возможно, черепа принадлежат двум мужчинам, но пока ученые все же склоняются к тому, что они принадлежали представителям разных полов. Датировка останков — 4800-4000 годы до нашей эры.

Женский череп со следами трепанации и разрезов / ©journals.plos.org

Анализ показал, что мужской череп старше женского, а на последнем заметна впадина в лобной кости. Как предполагают исследователи, она, вероятно, стала следствием неполной трепанации. На том же женском черепе имеются порезы в затылочной области, которые появились в результате декапитации (обезглавливания).

Скелет молодой овцы или козла, найденный в захоронении / ©journals.plos.org

Помимо этого, археологи обнаружили стену, отделявшую черепа от остова козла — с одной стороны — и от каменного алтаря со стелой и очагом — с другой. Поблизости также были найдены необычно украшенные керамические сосуды, каменные предметы и остатки обугленных растений. Ритуал, по словам авторов статьи, вероятно, связан с жертвоприношением.

Ученые называют находку исключительной: с подобными ритуалами, включающими в себя такое количество деталей, археологи ранее не работали. Еще одна особенность захоронения в том, что оно не было повреждено и вскрыто, поэтому позволяет получить много сведений об обычаях тех времен.