Определены предки британских фермеров неолита — Naked Science
16.04.2019

Определены предки британских фермеров неолита

По мнению историков, они мигрировали из Анатолии.

41-min

Исследователи из Музея естествознания Лондона сравнили генетический материал древних британцев, живших во времена неолита, с ДНК европейцев той же эпохи. Они пришли к выводу, что Британию в то время заселили мигранты из Анатолии (современная Турция). Работа опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

По словам ее авторов, роль миграции и аккультурации в переходе Европы к сельскому хозяйству обсуждается уже сотню лет. Им хотелось получить однозначный ответ на этот вопрос. Известно, что сельскохозяйственные структуры в Британии появились примерно шесть тысяч лет назад — на тысячелетие позже, чем в континентальной Европе. Этот факт они поставили в основу исследования. Ученые взяли генетический материал британцев, живших в период с 8500 по 2500 год до нашей эры, и сравнили его с ДНК жителей Европы того же промежутка времени.

Авторы выяснили, что древняя Великобритания стала лишь одним из пунктов миграции. В 6000 году до нашей эры прошла массовая экспансия людей из Анатолии в Европу. До этого на территории Европы жили группы охотников и собирателей. Одна линия миграции шла вдоль реки Дунай в Центральную Европу, а другая — в Западную, через Средиземное море. ДНК неолитических британцев больше всего совпадает именно с последними. Поэтому историки решили, что путешественники поселились в западной части Европы и лишь потом пошли на север — в Британию.

ДНК древних жителей Британии имеет больше всего сходств с фермерами из Иберии (современные Испания и Португалия). По мнению исследователей, оттуда земледельцы отправились к территории современной Франции, а там через Уэльс проникли в Великобританию. Примечательно, что анализ более ранних сообществ Британии, в которые входили охотники, показывает, что те либо совсем не скрещивались с мигрантами, либо их популяция была такой маленькой, что не оказала существенного влияния на генетический материал последних.

Авторы также предполагают, что именно переселенцы принесли с собой традицию возведения мегалитов — сооружений из огромных каменных глыб. Если они правы, то именно этой долгой миграции мы обязаны появлению Стоунхенджа.

Недавно группа ученых из Университета Кардиффа и Университетского колледжа Лондона проанализировала изотопы в останках свиней, найденных недалеко от памятника, и определила, что во времена неолита люди со всей Англии приходили пировать к Стоунхенджу.