• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
29.10.2021
Алиса Гаджиева
3
29 390

Ученые установили, кто 40 лет поедал «Мэри Роуз»

3.8

Любимый корабль английского короля Генриха VIII, поднятый со дна пролива Солент в прошлом веке, продолжает разрушаться, несмотря на консервацию. Теперь исследователи нашли виновных.

Каракка «Мэри Роуз», любимый корабль Генриха VIII. Иллюстрация из рукописи XVI века, хранящейся в коллекции Кембриджского университета / ©wikipedia.org

Трехпалубная четырехмачтовая каракка «Мэри Роуз» была построена по приказу английского короля Генриха VIII Тюдора, названа им в честь его сестры (Марии Тюдор, а роза — символ династии), спущена на воду в 1510 году и стала флагманом Королевского флота.

Она принимала участие во многих морских сражениях, но в 1545 году затонула в проливе Солент у острова Уайт. В XIX веке рыбаки случайно наткнулись на остов корабля, поделились новостью с окружающими, и с тех пор каракку начали методично грабить. Сам корпус никого не интересовал, поэтому его просто разламывали, чтобы добраться до внутренних частей.

Когда грабить стало нечего (ил покрывал значительную часть корпуса), о «Мэри Роуз» забыли до XX века. В 1960-х археологи начали работу по подъему останков корабля и в 1982 году завершили ее. Специально для парусника построили сухой док на Портсмутской верфи. Разумеется, ученые провели работы по консервации корабля: его деревянные части обработали полиэтиленгликолем (ПЭГ), составом для стабилизации насыщенной водой древесины и предотвращения усадки при высыхании. Но «Мэри Роуз» продолжала разрушаться.

После 437 лет пребывания на морском дне примерно половина корпуса «Мэри Роуз» теперь выставлена в Портсмуте / ©Johnny Black/Mary Rose Museum

Международная группа ученых под руководством Серены Куссен (Serena Cussen), заведующей кафедрой материаловедения и инженерии Шеффилдского университета (Великобритания), провела исследование древесины корпуса корабля. Ученые взяли из него образец древесного керна длиной пять сантиметров и нарезали на мелкие кусочки для анализа с помощью рентгеновских лучей и сканирующей электронной микроскопии. Когда они сравнили картины рассеяния в данных, основанных на молекулярной структуре соединений в древесине, то смогли обнаружить наноструктуры на основе сульфида железа, который производится бактериями и может образовывать вредные кислоты при взаимодействии с кислородом. Эти кислоты и разрушали древесину. Работа с результатами исследования опубликована в журнале Matter.

Повреждения могли быть значительно больше: ПЭГ со временем разрушается и тоже может выделять вредные кислоты. В корпусе потенциально находится несколько тонн серосодержащих соединений, а также продуктов распада ПЭГ, что подчеркивает масштабность этой проблемы, ведь ранее ученым не удавалось получить столь детальное представление о потенциально опасных видах бактерий.

«Наши результаты позволили обратить внимание специалистов на эти ранее неизвестные отложения и расширить изучение материалов, вызывающих деградацию, — сообщается в работе. — Знание структуры этих потенциально вредных видов также позволит нам разрабатывать целевые методы для их удаления в будущем».

Остается надеяться, что ученые найдут способ нейтрализовать «разрушителей» «Мэри Роуз» — корабля с яркой и интересной историей. Как уже сказано выше, парусник спустили на воду в 1510-м по приказу молодого короля Генриха VIII, всего за год до того занявшего престол. Именно при нем англичане начали массово строить большие военные корабли — каракки, нефы и галеоны. Англия тогда еще не была «владычицей морей», она только делала первые шаги на пути к морскому господству, а испанский и французский флоты были в разы сильнее. «Мэри Роуз» для своего времени была очень крупным кораблем с водоизмещением 500 тонн, но при этом скоростным: король даже устроил парусные гонки, в которых победил его флагман.

Время шло, технологии (что в кораблестроении, что в оружейном производстве) не стояли на месте. И король решил, что его любимый корабль достоин большего. В 1536 году «Мэри Роуз» отправили на модернизацию. Увы, модернизация — не всегда благо. В частности, король потребовал заменить пушечное вооружение. Старые пушки, с кованными стволами, признали устаревшими и ненадежными (их часто разрывало при выстреле). Да и стреляли они каменными ядрами. К тому времени появились пушки, которые были отлиты из бронзы и стреляли чугунными ядрами. Вот их Генрих и приказал установить на флагмане, причем в количестве 96 штук.

Пушки с «Мэри Роуз»: сзади старого типа, кованная, впереди — нового, литая / ©wikipedia.org

Простейший подсчет показывал, что корабль станет намного тяжелее — водоизмещение достигло 700 тонн вместо 500 тонн. Кроме того, для замены вооружения надо было внести изменения в конструкцию: сменить старую обшивку из досок «внакрой» на гладкую, проделать новые пушечные порты в бортах, изменить конструкцию кормы, надстроить и усилить палубы. Мастерам было совершенно ясно, что все эти изменения мало совместимы с хорошими мореходными качествами. Но спорить с королем к тому времени уже никто не решался. Кто-то попытался сказать, что проще построить новый корабль, но в Англии тогда стало туго с финансами. И «Мэри Роуз» модернизировали.

Результатом стало то, что вышедший в пролив Солент навстречу французским кораблям английский флагман смог дать только один залп. Когда дым от него рассеялся, наблюдатели увидели, что «Мэри Роуз» опрокинулась на борт (видимо, отдача и волны стали тому причиной) и стремительно тонет. Перегруженный корабль ушел на дно так быстро, что спастись с него смогли только 35 человек из 400 — те, кто находился на верхней палубе и не были закованы в латы.

Английский историк Эдуард Холл писал об этом в своей «Хронике» так: «Корабль погубило чудовищное недомыслие. Ибо он был загружен оружием сверх всякой меры, пушечные порты были открыты и расположены низко, и, когда корабль начал разворот, вода хлынула внутрь, и внезапно корабль затонул».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

8 часов назад
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

24 марта
Михаил Орлов

Астронавты, прибывшие на Луну в рамках программы «Аполлон», установили на ее поверхности первые внеземные сейсмографы и оценили частоту и силу лунотрясений. Теперь, спустя полвека после сбора данных о сейсмической активности Луны, ученые вновь подвергли их анализу, смогли удалить из них помехи и резко изменили оценки сейсмической активности на Луне. Оказалось, что приборы тогда зафиксировали не 13 тысяч лунотрясений, как считали ранее, а почти в три раза больше. Среди них неожиданно много слабых толчков, которые сосредоточены в северном полушарии Луны.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

3 Комментария

Asmite Qielee
29.10.2021
-
0
+
О как. У нас станок плазменной резки так "модернизировали". Требовалось заменить всего лишь одну деталь, чтобы он продолжал нормальную работу, но высшие "разумы" решили, что нужна модернизация... Теперь он по меткому выражению одного хорошего человека "то работает, то не работает". Теперь мне становится всё более отчётливо видно, что такая ситуация была всегда
    Лев
    29.10.2021
    -
    0
    +
    "то работает, то не работает"
    Что-то мне подсказывает, что ваш острослов скорее всего сказал нечто наподобие известного выражения "то потухнет, то погаснет"...
    Семен
    30.10.2021
    -
    0
    +
    Волюнтаризм, кули. "Аааа, да все понятно, отрубить ему голову !" (с) Алиса в стране чудес У нас 2-3 года назад так запроектировали разводку высоковольтных кабелей прямо в "золотом квадрате", что от перегрузки кабеля сгорели, и 2-3 дня вся "золотая миля" сидела без света, лифтов, (и воды, ведь дома новые). А заодно и сенат, мажилис и резиденция Самого. Уж не знаю, как они в туалеты ходили, бачки с собой носили и телефонами светили, наверное.... Таких примеров в истории полно. У шведов вон "Ваза" утопла почти так же. Когда эти сиятельные бараны начинают регулировать технические вопросы, жди беды.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: