Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые установили, кто 40 лет поедал «Мэри Роуз»
Любимый корабль английского короля Генриха VIII, поднятый со дна пролива Солент в прошлом веке, продолжает разрушаться, несмотря на консервацию. Теперь исследователи нашли виновных.
Трехпалубная четырехмачтовая каракка «Мэри Роуз» была построена по приказу английского короля Генриха VIII Тюдора, названа им в честь его сестры (Марии Тюдор, а роза — символ династии), спущена на воду в 1510 году и стала флагманом Королевского флота.
Она принимала участие во многих морских сражениях, но в 1545 году затонула в проливе Солент у острова Уайт. В XIX веке рыбаки случайно наткнулись на остов корабля, поделились новостью с окружающими, и с тех пор каракку начали методично грабить. Сам корпус никого не интересовал, поэтому его просто разламывали, чтобы добраться до внутренних частей.
Когда грабить стало нечего (ил покрывал значительную часть корпуса), о «Мэри Роуз» забыли до XX века. В 1960-х археологи начали работу по подъему останков корабля и в 1982 году завершили ее. Специально для парусника построили сухой док на Портсмутской верфи. Разумеется, ученые провели работы по консервации корабля: его деревянные части обработали полиэтиленгликолем (ПЭГ), составом для стабилизации насыщенной водой древесины и предотвращения усадки при высыхании. Но «Мэри Роуз» продолжала разрушаться.
Международная группа ученых под руководством Серены Куссен (Serena Cussen), заведующей кафедрой материаловедения и инженерии Шеффилдского университета (Великобритания), провела исследование древесины корпуса корабля. Ученые взяли из него образец древесного керна длиной пять сантиметров и нарезали на мелкие кусочки для анализа с помощью рентгеновских лучей и сканирующей электронной микроскопии. Когда они сравнили картины рассеяния в данных, основанных на молекулярной структуре соединений в древесине, то смогли обнаружить наноструктуры на основе сульфида железа, который производится бактериями и может образовывать вредные кислоты при взаимодействии с кислородом. Эти кислоты и разрушали древесину. Работа с результатами исследования опубликована в журнале Matter.
Повреждения могли быть значительно больше: ПЭГ со временем разрушается и тоже может выделять вредные кислоты. В корпусе потенциально находится несколько тонн серосодержащих соединений, а также продуктов распада ПЭГ, что подчеркивает масштабность этой проблемы, ведь ранее ученым не удавалось получить столь детальное представление о потенциально опасных видах бактерий.
«Наши результаты позволили обратить внимание специалистов на эти ранее неизвестные отложения и расширить изучение материалов, вызывающих деградацию, — сообщается в работе. — Знание структуры этих потенциально вредных видов также позволит нам разрабатывать целевые методы для их удаления в будущем».
Остается надеяться, что ученые найдут способ нейтрализовать «разрушителей» «Мэри Роуз» — корабля с яркой и интересной историей. Как уже сказано выше, парусник спустили на воду в 1510-м по приказу молодого короля Генриха VIII, всего за год до того занявшего престол. Именно при нем англичане начали массово строить большие военные корабли — каракки, нефы и галеоны. Англия тогда еще не была «владычицей морей», она только делала первые шаги на пути к морскому господству, а испанский и французский флоты были в разы сильнее. «Мэри Роуз» для своего времени была очень крупным кораблем с водоизмещением 500 тонн, но при этом скоростным: король даже устроил парусные гонки, в которых победил его флагман.
Время шло, технологии (что в кораблестроении, что в оружейном производстве) не стояли на месте. И король решил, что его любимый корабль достоин большего. В 1536 году «Мэри Роуз» отправили на модернизацию. Увы, модернизация — не всегда благо. В частности, король потребовал заменить пушечное вооружение. Старые пушки, с кованными стволами, признали устаревшими и ненадежными (их часто разрывало при выстреле). Да и стреляли они каменными ядрами. К тому времени появились пушки, которые были отлиты из бронзы и стреляли чугунными ядрами. Вот их Генрих и приказал установить на флагмане, причем в количестве 96 штук.
Простейший подсчет показывал, что корабль станет намного тяжелее — водоизмещение достигло 700 тонн вместо 500 тонн. Кроме того, для замены вооружения надо было внести изменения в конструкцию: сменить старую обшивку из досок «внакрой» на гладкую, проделать новые пушечные порты в бортах, изменить конструкцию кормы, надстроить и усилить палубы. Мастерам было совершенно ясно, что все эти изменения мало совместимы с хорошими мореходными качествами. Но спорить с королем к тому времени уже никто не решался. Кто-то попытался сказать, что проще построить новый корабль, но в Англии тогда стало туго с финансами. И «Мэри Роуз» модернизировали.
Результатом стало то, что вышедший в пролив Солент навстречу французским кораблям английский флагман смог дать только один залп. Когда дым от него рассеялся, наблюдатели увидели, что «Мэри Роуз» опрокинулась на борт (видимо, отдача и волны стали тому причиной) и стремительно тонет. Перегруженный корабль ушел на дно так быстро, что спастись с него смогли только 35 человек из 400 — те, кто находился на верхней палубе и не были закованы в латы.
Английский историк Эдуард Холл писал об этом в своей «Хронике» так: «Корабль погубило чудовищное недомыслие. Ибо он был загружен оружием сверх всякой меры, пушечные порты были открыты и расположены низко, и, когда корабль начал разворот, вода хлынула внутрь, и внезапно корабль затонул».
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.
Международная команда специалистов во главе с сотрудниками Центра математического моделирования в разработке лекарств Первого МГМУ имени И. М. Сеченова выявила наиболее перспективные направления для исследований в области лечения аутоиммунных заболеваний. Команда первой провела систематический обзор для поиска всех опубликованных в научных работах математических моделей аутоиммунных патологий и выявила недостаток моделей, которые могут значительно ускорить разработку новых лекарств.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
"то работает, то не работает"Что-то мне подсказывает, что ваш острослов скорее всего сказал нечто наподобие известного выражения "то потухнет, то погаснет"...
"то работает, то не работает"Что-то мне подсказывает, что ваш острослов скорее всего сказал нечто наподобие известного выражения "то потухнет, то погаснет"...
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии