29 октября

Создано первое трехмерное изображение атмосферы Юпитера

5.1

Снимок раскрывает неожиданные особенности Большого Красного пятна: оно может быть глубже, чем предполагали.

Юпитер / ©Getty images

Новые данные получены при помощи зонда NASA «Юнона», который в 2016 году вышел на орбиту газового гиганта и вращается вокруг него. Все это время астрономы собирали данные, передаваемые аппаратом. У него есть микроволновый радиометр, который и позволил заглянуть внутрь атмосферы планеты и изучить структуру ее знаменитых вихрей. Самый известный из них — Большое Красное пятно, превышающее размеры Земли.

Свои выводы международная группа авторов, возглавляемая специалистом из Юго-Западного научно-исследовательского института (США), представила в журнале Science.

Ученые показали, что вихри на Юпитере имеют более высокую температуру в верхней части атмосферы, где ее плотность ниже, и более низкую — внизу, где плотность облаков выше. А циклоны, вращающиеся в противоположном вращению планеты направлении, напротив, холоднее вверху и теплее в нижней части.

Кроме этого, авторы исследования узнали, что штормы газового гиганта намного «глубже», чем предполагалось. Некоторые из них на 100 километров ниже верхней части облаков, а некоторые, в том числе Большое Красное пятно, — более чем на 350 километров ниже.

Следовательно, циклоны существуют не только в тех частях, где накапливается вода и образуются облака, но и ниже границы, где солнечный свет способен нагреть атмосферу.