29 сентября

Ученые воссоздали лица древнеегипетских мумий возрастом более 2000 лет

4.2

Современные технологии и ДНК, взятая из мумифицированных останков, помогли получить высокодетализированные 3D-изображения лиц трех египтян, живших более 2000 лет назад в древней общине около Нила.

Реконструкция мумий
Судебно-медицинская реконструкция мумий JK2911, JK2134 и JK2888 / © Parabon NanoLabs

Исследователи из американской компании Parabon NanoLabs воссоздали лица трех древнеегипетских мумий. Сделать это удалось при помощи ДНК, которую несколько лет назад секвенировали и изучили археологи из Института науки истории человечества Макса Планка в Германии, сообщается в пресс-релизе. Результаты работы представили на 32-м Международном симпозиуме по идентификации человека, прошедшем в середине сентябре в Орландо.

Мумии обнаружили в деревне Абусир эль-Мелек, располагающейся в 11 километрах от Каира. Западнее находится некрополь, который использовали от додинастического до ранневизантийского периода. Во время раскопок в конце XIX века археологи нашли там храмы, возведенные в честь бога солнца.

Тепловые карты помогли уточнить детали и выделить различия в чертах мумий / © Parabon NanoLabs

Как показала 3D-реконструкция, мумии принадлежат трем 25-летним мужчинам: образец JK2134 датировали 776-569 годами до нашей эры, JK2888 — 97-22 годами до нашей эры, JK2911 — 769-560 годами до нашей эры. То есть умерли они от 2023 до 2797 лет назад. Модели создали путем судебно-медицинского фенотипирования ДНК: генетический анализ помог понять, какой была внешность усопших.

По словам исследователей, молодые люди не походили на нынешнее население Египта. «Наши результаты согласуются с выводами немецких ученых о том, что древние египтяне имели больше связей с жителями Ближнего Востока и европейцами, чем с современными египтянами», — добавили в Parabon NanoLabs.

Зачастую работа с древней дезоксирибонуклеиновой кислотой осложнена тем, что фрагменты сильно деградированы в силу времени и смешаны с ДНК бактерий. «Из-за этих двух факторов количество человеческой ДНК, доступной для секвенирования, может быть крайне небольшим», — рассказала в комментарии для портала Live Science Эллен Грейтак, директор по биоинформатике в Parabon. Но так как подавляющее большинство ДНК общее для людей, чтобы воссоздать внешность человека, весь геном не требуется. Нужно лишь изучить различия в последовательности ДНК размером в один нуклеотид, хотя порой анализировать полиморфизм единичного нуклеотида приходится на основе соседнего.