NASA подготовило пять каналов связи для отслеживания спуска модуля InSight на Марс — Naked Science

Уже в конце ноября очередной робот совершит посадку на Красную планету. Чтобы была возможность отслеживать ситуацию максимально стабильно, инженеры агентства подготовили не один, а целых пять каналов связи.

Как и подобает надежным инструментам, марсианский посадочный модуль InSight, разработанный и собранный NASA, 26 ноября передаст сигнал о безопасном достижении пункта назначения.

Однако это не будет «длительной беседой», а инженеры NASA не могут точно сказать, когда именно придет сообщение — и придет ли оно непосредственно от самого модуля. Суть в том, что команда разработала пять отдельных каналов связи, которые помогут землянам отслеживать работу своего творения на Красной планете.

InSight может давать два типа простых сигналов. В процессе посадки он будет производить стабильные тоны радиоволн, на которые непосредственно повлияет спуск: например, их частота изменится, когда аппарат выпустит парашют и резко замедлится.

Анимация, изображающая кубсаты MarCo, перехватывающие сигнал InSight и передающие его дальше — на Землю / © NASA/JPL-Caltech

Как только модуль спустится, он произведет еще два маячковых сигнала с разницей в семь минут и на разных длинах волн. Если инженеры поймают второй из этих сигналов — наиболее мощный, — это будет означать, что InSight в хорошем состоянии. Тем не менее пройдет еще несколько часов, прежде чем они поймут, смог ли модуль развернуть солнечные панели.

Учитывая то, что инженеры имеют дело с межпланетным путешествием, они встроили три других альтернативных способа получения сигнала от InSight при помощи других космических аппаратов у Марса. Маленькие компаньоны модуля — два кубсата проекта Mars Cube One, или MarCO — прибудут к Красной планете вместе с ним.

Инженеры MarCO надеются, что смогут озвучивать весь процесс посадки и получат первые фото от InSight. Но так как спутники MarCO — первые кубсаты, покинувшие орбиту Земли, — команда не может с абсолютной уверенностью заявлять о том, что все пойдет по плану.

К счастью, на орбите Марса есть испытанные временем аппараты NASA, которые также смогут передать на Землю информацию о состоянии миссии — Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) и 2001 Mars Odyssey. Первый будет очень полезен в отслеживании всего процесса посадки, если выяснится, что что-то пошло не так, а второй подтвердит, что солнечные панели модуля раскрылись как следует.